Наверх
21 комментарий 18/01/2011

Современные гоночные аркады для iOS. Битва титанов

Intro

Все мы любим и так или иначе не можем представить свою жизнь без компьютерных игр. Для кого-то это казуальные или социальные забавы а-ля “Farmville” и “We Rule”. Для многих олдскульные аркадные платформеры или шутеры. Не забываем о фанатах стратегий и RPG. А для некоторых это всевозможные симуляторы. Платформа iOS в своем развитии уже успела хоть краем, но зацепить все игровые жанры. С переменным успехом. Революцию во всех жанрах iOS вполне закономерно произвели своим выходом iPhone 4 и его младший брат – iPod touch 4gen.

Тут вам и retina display, и неподнятая целина оперативной памяти на фоне гигагерцового процессора. И трехосевой g-sensor. И вполне адекватная видео-подсистема. Форменное раздолье для разработчиков. Казалось бы, все подводне камни в виде недостаточной производительности и малого разрешения экрана канули в лету. Ан-нет. На улицах далеко не всех компаний-разработчиков перевернулся приснопамятный вдохновляющий “КАМАЗ с анашой”. В дело включился дедушка-Дарвин со своим естественным отбором в лице проработанности геймплея. В чем же заключаются подводные камни и кто выйдет из лютой схватки за внимание и кошелек нас с вами, iOS-пользователей? Об этом речь пойдет дальше. Но с начала краткая вводная, поясняющая методику сравнения. Впечатления от каждой игры складываются у большинства из следующих критериев:

  1. графика
  2. удобство и продуманность интерфейса
  3. увлекательность геймплея
  4. внутриигровое разнообразие
  5. replayability

Это пять основных факторов, влияющих на успех игры в глазах рядового геймера независимо от платформы. Соответственно, шкала оценки наши сегодняшних претендентов будет состоять из пяти делений. Максимальная оценка за каждый из пяти пунктов – 1. Минимальная, соответственно 0. Никаких дробных значений не будет. В игре либо присутствует один из пунктов, либо его нет. Каждое из значений абсолютно. Стало быть, максимально возможный результат – 5/5

Список претендентов

2010 год, пролетев мимо на волне посткризисных настроений и горячих “железных” новинок аки рокета, успел оставить нам богатое игровое наследство. И, в рамках жанра racing arcade, за пользователя продолжают бороться следующие игры:

1) EA со своей подобной Кощею серией NFS. Видимо издатель решил взять количеством. Сразу две игры под одной франшизой: Shift и Hot Pursuit. Удастся ли двуликому Янусу победить конкурентов на родном поле – покажет тестирование.

2) Небезызвестное издательство Gameloft также увлеклось стрельбой по площадям и порадовало нас залпом из двух потенциальных хитов: GT Racving Motor Academy и Asphalt 6.

3) Самобытная компания  Firemint выпустила вторую часть своей Real Racing. Соседство с такими грандами как EA и Gameloft в рамках тесного жанра, где придумать что-то новое чуть легче, чем невозможно, вызывает справедливые опасения за будущее игры. Подтвердятся ли они или потенциальный аутсайдер сотворит чудо – покажет ближайшее знакомство.

Часть 1. NFS Shift

Гонки на бронепоездах или shift по фазе

Заранее оговорюсь. Сказать что автор махровый циник – значит не сказать ничего. Ярым фанатам этой и последующих игр просьба не мастерить кукол вуду автора и не тыкать в них ядовитыми спицами по прочтении данной статьи. Пару слов о тестовой платформе: тестировались все вышеупомянутые игры на iPod touch 4gen. Железка достаточно шустрая и позволяет оценить все графические прелести и изъяны игры.

Итак, что мы имеем в лице Shift? Феерверк впечатлений начался прямиком со вступительного ролика. Экономия на красивых анимационных вставках, а точнее на их разрешении, ввела автора в недоумение. Видеть на устройстве, призванном обеспечить красивую картинку, жуткие и размытые контуры логотипа и шрифтов с уродливым белесым glow на фоне и краями, испещренными артефектами масштабирования  – выше моих эстетических сил. Плачевная картина, сопровождаемая относительно неплохой и четко соответствующей разрешению 3D-графикой продлилась и в меню. О последнем речь пойдет ниже.

Отдельно хочется остановиться на введении в игру. То есть на так называемом tutorial-уровне. Своей ущербностью в глазах автора он уступает только таковому у GT Racing (об этом читайте ниже). Ну скажите на милость, неужели пользователь похож на страдающее двигательными дисфункциями на пару с ранним маразмом существо? Зачем на добрую половину экрана выводить схематические индикаторы действий? Безусловно, когда я удерживаю виртуальное авто на зеленой линии оптимальной траектории интуитивно поворотами/наклонами устройста, мне очень нужно видеть соответсвующий индикатор, не пропадающий до тех пор, пока я не совершу непонятно кому нужный каскад слаломных виражей на пустом треке. Спасибо, кэп. Ты как всегда к месту.

По прохождении непонятно кому нужного туториала, нам предоставляют выбор уровня сложности игры. Тут уж на вкус и цвет не весь бензин одинаков и каждый выбирает по себе. Все стандартно. Ягодки начинаются с первой же “карьерной” гонки. Получив в пользование стандартную “телегу нуба” – VW Golf 6 GTI, отправляемся штурмовать табели рангов здешних чемпионатов. И тут логика прощается с нами до того момента, пока некий тумблер в наших геймерских мозгах не щелкнет и не скажет нам Stop. Смею заверить тебя, читатель, произойдет сие очень быстро. Итак, подробнее о проявлениях идиотизма в геймдизайне:

  • в игре есть только одна правильная траектория прохождения трассы. Она подсвечена зеленым. Отвечает за автоматический набор скорости, подтормаживание и подруливание в поворотах. А также за антизанос. Фактически, мы катаемся… правильно! По рельсам. Машины соперников же легких путей не ищут и не ведают о столь заботливо проложенной оптимальной траектории. Наблюдать как GTI на рельсах обгоняет какую-нибудь Mazda 3 в трековой ипостаси – выше сил нормального человека.
  • реализация дрифта. Оказывается, для этого нам просто достаточно наклонить устройство в нужную сторону. Ни в коем случае не жмем при этом на тормоз. Эффект? Дрифтинг превращается в пытку. Рельсы оптимальной траектории изо всех сил стараются помешать заносу вашего авто. Последнему же в дрифте на узеньком треке непреодолимо хочется подружиться со стенками ограничителей/отбойниками.
  • графика. На фоне конкурентов она выглядит серой мышкой. Никаких ярких красок, насыщенных цветов. Забудьте о плавности линий и сглаживании контуров. Что? Динамическое освещение? А что это такое? В целом – серо, скучно, однообразно. Даже Aston Martin DB9 во всей красе не поражает воображение своими формами. Печально.
  • отсутствие модели повреждений.
  • меню. Да. Те самые кнопочки интерфейса, которые вольны облегчить нам жизнь или похоронить игру своей непродуманностью. Видимо геймдизайнеры на стороне разработчика руководствовались принципом “чем хуже тем лучше”. Череда неинтуитивных иконок без намека на текстовые лейблы описаний, совершение пяти нажатий там, где можно обойтись двумя. И прочие изыски дизайнерской мысли несказанно бесят.

В целом же совокупность отрицательных моментов губит и сравнительно большую подборку лицензировнных машин. И местами атмосферные треки. И возможность подключения собственных музыкальных треков в качестве звукового сопровождения. Такие хорошие задумки как следование в воздушном потоке впередиидущего авто для набора скорости рубятся на корню рельсовостью оптимальных траекторий. Оценка игры:

  1. графика: 0
  2. удобство и продуманность интерфейса: 0
  3. увлекательность геймплея: 0
  4. внутриигровое разнообразие: 1
  5. replayability: 0

Итог: 1/5 – продукт класса “не играйте в это”. И первый epic fail в исполнении EA. RIP, Shift

Скриншоты:

Часть 2. NFS Hot Pursuit

На поле танки грохотали, или наша служба и опасна и трудна…

Здесь мы имеем совершенно другую игру. Кошки-мышки на колесах с пристойной графикой, местами затягивающим геймплеем, лишенную части недостатков своего собрата Shift-а. Тут вам и с качеством вступительных роликов все хорошо. И цвета яркие. И трассы развеселые. И меню красочное. Но чего-то в супе не хватает. Чего же? Читайте дальше:

  • хромающая на все конечности точность управления. Обычный игрок без чудес сноровки или без многочасового опыта на высоких скоростях, преследуя машину нарушителя, просто не может аккуратно проходить повороты.
  • изначально высокий уровень сложности. Как известно, среднее время продолжительности игровой сессии для iOS-устройств не превышает 10 минут. По истечению данного временного отрезка пользователь переключается на другие задачи. И если за это время он не успел достичь каких-то результатов, есть очень высокая вероятность того, что к игре он больше не вернется и она отправится в утиль. Здесь же мы имеем танкоподобных противников, которых нужно не только догнать, и прижать к обочине, но и бороться с их кознями, успевать выставлять заслоны, многократно таранить их и все это на время попутно с борьбой с совершенно не выверенным управлением. У автора на прохождение первого игрового (не учебного) уровня, ушло 20 минут. Градус нецензурщины при этом неуклонно рос.
  • начиная с опредленной отметки отсутствие разнообразия. Да, новые и быстрые машинки. А толку? Все остальное остается прежним.

Оценка игры:

  1. графика: 1
  2. удобство и продуманность интерфейса: 0
  3. увлекательность геймплея: 0
  4. внутриигровое разнообразие: 1
  5. replayability: 0

Итог: 2/5 – продукт исключительно для ортодоксальных поклонников серии. Остальные могут смело проходить мимо.

Скриншоты:

Часть 3. GT Racing Motor Academy

Машин купиль, права купиль, а ездить нэ прадали.

Перед тем, как описывать сие чудо геймдизайнерской мысли, хочу, чтобы каждый читатель ответил для себя на вопрос: нужна ли ему на i-устройстве игра, пытающаяся стать хардкорным автосимом и требующая от него нешуточных усилий для освоения азов управления? Нужен ли ему виртуальный экзамен по экстремальному вождению вместо fun-а? Рискну предположить, что большинство ответит отрицательно. И будет абсолютно право. Нельзя превращать развлечение в пытку инквизиции. Мы играем на своих iPhone и iPod зачастую для веселого  и расслабленного убийства времени. Для разрядки. Не нужно напрягать игрока. У него и так хватает источников стресса.

Но, похоже, геймдизайнеры GT Racing во времена она носили пионерские галстуки, не искали легких путей и успешно преодолевали самовоздвигнутые препятствия на пути к мировому торжеству коммунизма. На выходе получилось… В целом, я не знаю, как цензурно охарактеризовать продукт их жизнедеятельности :) О грустном:

  • графика. Достаточно сказать, что она здесь есть. По сравнению с остальными участниками тестирования она никакая.
  • интерфейс. Помните мое недовольство оным в NFS Shift? Так вот, в GT Racing это не просто недовольство. Это форменный ночной кошмар. Зачем оставлять активными/кликабельными те участки интерфейса, к которым игрок в силу тех или иных причин не имеет доступа? Зачем делать интерфейс настолько корявым и запутанным? Ответ наверняка знают только геймдизайнеры.
  • управление. Скажите, вам улыбается рулить виртуальной машинкой, имея гиперчувствительный руль, постоянно зажимая кнопку педали газа (авторазгон существует не иначе как только для заевшихся капиталистов), следить за каждым бортиком и отбойником (иначе вас ждут неминумые fail и restart) и при этом еще наблюдать за противниками, пытаясь их обогнать? Все это на сенсорном устройстве при помощи кучи экранных кнопок и акселерометра. Остается пожелать создателям сего шедевра на выбор хлебнуть отравы либо все же задуматься над эргономикой и удобством пользователя, бабло приносящего.
  • геймплей… Скажите, вы когда-нибудь проходили 4 уровня дико сложного в силу специфики управления неотключаемого туториала для того, чтобы начать играть в аркадный автосим? Нет? Я тоже. Думаю, дальше продолжать смысла нет. Учиться, учиться и еще раз учиться. В. И. Ленин одобряэ. Все остальные игру удаляют
  • replayability. Хм… Его здесь нет. И быть не может. Точка.

Оценка игры:

  1. графика: 0
  2. удобство и продуманность интерфейса: 0
  3. увлекательность геймплея: 0
  4. внутриигровое разнообразие: 0
  5. replayability: 0

Итог: 0/5 – игра страшна, как атомная война и развитой социализм 70-летней выдержки в одном флаконе. Угараздило купить? Удаляйте не запуская. Съэкономьте хотя бы нервы.

Скриншоты:

Часть 4. Real Racing 2

Не числом, а умением

Забегая вперед скажу – Firemint молодцы. Они создали почти идеальную игру. Здесь хорошо почти все. Графика обладает своей эстетикой. Она непопсова. Здесь никто не гнался за кричащими цветами. Все в меру ярко. В меру красочно. И вполне реалистично. При этом работа со светом, сглаживания и прочие мелкие, почти неуловимые детали, на недосягаемой для конкурентов высоте. Достаточно сказать, что здесь есть пусть и примитивная (передний и задний бампер), но визуальная модель повреждений. Здесь есть удобное управление, интересные трассы. Реалистичное поведение автомобиля. И много-много других плюшек.

От интерфейса игры на сердце становится легче. Есть еще адекватные геймдизайнеры. Здесь есть также и “секретные уровни”, открывающиеся пользователю с очередным ачивментом. Последние же здесь разнообразны и их много. В конце же игры при благоприятном стечении обстоятельств игрок может открыть секретный чемпионат и заполучить в качестве приза уникальную машину. Что за машина? Играйте и узнаете. О чем же эта игра? Она о коллекционировании и тюнинге красивых автомобилей. О колцевых гонках и об ачивментах. Расслабляющий и радующий глаз fun в чистом виде.

Но как почти в любой бочке меда, своя ложка дегтя нашлась и здесь. Маленькая, но ощутимая:

  • очень малое количество трасс. Для столь протяженной игры хотелось бы как минимум раза в два больше.
  • относительно малое количество лицензированных автомобилей. И, собственно, малое число машин, достойных звания суперкара.
  • геймплей хоть и увлекателен, но сводится к все тем же кольцевым трековым гонкам. Не надоедает, но разнообразие не повредило бы.

Оценка игры:

  1. графика: 1
  2. удобство и продуманность интерфейса: 1
  3. увлекательность геймплея: 1
  4. внутриигровое разнообразие: 0
  5. replayability: 1

Итог: 4/5 – игра близка к идеалу. Но перечисленные выше недостатки не дают присудить ей высший балл. Однозначно есть куда расти. Автор присуждает ей личный приз симпатий.

Скриншоты:

Часть 5. Asphalt 6

Эталон

В этой игре есть все. Графика, ураганный геймплей, удобный (не без мелких огрехов) интерфейс, лучшие на данный момент трассы, широчайший выбор автомобилей в перемешку с мотоциклами и трайками, продуманное управление. Недостатков нет. На сегодняшний день это эталон аркадных автосимов. И не только для iOS, но и для конкурирующих платформ.

Оценка игры:

  1. графика: 1
  2. удобство и продуманность интерфейса: 1
  3. увлекательность геймплея: 1
  4. внутриигровое разнообразие: 1
  5. replayability: 1

Итог: 5/5 – комментарии излишни :)

Скриншоты:

Сухой остаток

Как видим, ставки EA на легендарную франшизу умножились на нуль корявой реализайцией обоих проектов. Fail, Epic Fail. Максимум, на который могут рассчитывать эти игры – одноразовый сруб бабла. И потенциальные похороны серии на мобильных платформах. Gameloft же напротив, пугает нас разительным контрастом. Издательство умудрилось вывести на рынок одновременно худшую и лучшую игры. Диаметрально противоположные результаты просто обескураживают. Firemint – тут в пору говорить о восходящей звезде. Остается пожелать ребятам не останавливаться на достигнутом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21 комментарий

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

зразу треба було сказати що любите аркаду, та й і все, а то об'єктивна думка, тралі валі і тд...

Автор2

@Erazmus, не совсем так. Я люблю все жанры автосимов. И далеко не только аркады. С одной единственной поправкой: я люблю их на тех платформах, для которыз они предназначены.
Извращения с впуском GT motor academy и X-plane на платформе, заточенной под тачскринные аркады, казуалки и прочие "легкие жанры" - дело сугубо фанатское.
Привык рассуждать категориями ЦА и целесообразности того или иного проекта. С точки зрения масс для i-устройств, на которых мы играем исключительно для расслабона и убийства времени, гараздо более актуальны аркады с близким к идеалу управлением.
С хардкорные симы есть смысл играть с соответствующими контроллерами (рули, джойстики) на больших экранах и со всеми удобствами. Включая обратную связь. На малых устройствах, не имеющих даже элементарных аппаратных клавишь это можно смело считать извращением

3

@Erazmus, Скорее соглашусь. К примеру, GT Racing Motor Academy - явно не аркада, а симулятор.
Кстати, из всего этого (то что есть не Андроид) я оставил только GT Racing Motor Academy, так как люблю симуляторы. Да, я именно тот извращенец, которому нравится гранд туризм, нравится по десять раз проходить поворот, обгоняя противника и не выезжая за трассу. Ну и в этой игре есть много плюсов. Чего только стоит такое количество лицензий на модели машин! Там и мои любимые рено есть, и все салоны оригинальные! Лайк ит!

Автор4

@Александр Ляпота,
Саша, мне тоже нравятся симуляторы. Со сверхреалистичными графикой, физикой. С индивидуальным поведением каждой машины на трассе. С маниакальной проработкой деталей. Включая раллийные симы. Только вот играть в них имеет смысл, когда всеми наваротами можешь наслаждаться с комфортом. Как я и делаю иногда сидя дома в удобном кресле за компом с несколькими мониторами и Logitech G25 в руках и под ногами. Тогда это имеет смысл
Но когда у тебя малюсенький экран, сенсорное управление, абсолютно не информативный g-sensor и дико неудобный интерфейс кайф от игры ты не получишь.
Резюмирую - каждому жанру свое место под солнцем. С учетом его специфики.
Персональный совет - попробуй как-нибудь на i-устройстве Real Racing 2 на уровне сложности отличном от минимального. Насколько я понимаю твои вкусы, получишь массу удовольствия.

5

@Андрей Москалец, Надо глянуть. Но мне управление в GT понравилось! Каждому свое :)

6

@Александр Ляпота, Отож бо й воно, тому такі статті треба робити як прості огляди, (типу якісб ігри про автомобілі (аркади/симулятори), а якщо розставляти оцінки то так не акцентувати на цьому бо це все ж власна думка, та і оцінки об'єктивні, а не так: не подобається - 0/5, а подобається - 5/5.
Класс!

7

@Erazmus, В том то и дело, что каждый обзор - личное мнение автора! А мы можем быть или согласны, или нет. Но мне сам обзор доставил массу удовольствия, стиль написания - супер. А в начале автор так и сказал: "Сказать что автор махровый циник – значит не сказать ничего." Я тоже считаю, что GT из этой серии самый интересный продукт, в него и играю. Но ведь у каждого взгляды разные! Поэтому некоторые ходят с iPhone, а некоторые с Moto Droid :)

Автор8

@Александр Ляпота, согласен. Но меня лично попытки впихнуть невпихуемое всегда как минимум удивляли.

9

Не пойму. Почему асфальт6 лучше РР2? Оо по моему справедливые оценки для асфальта

графика: 0 0 убогие текстуры и отражения

удобство и продуманность интерфейса: слишком много все, пафосно.

увлекательность геймплея: 1 - сомнительно но поставил бы 1

внутриигровое разнообразие: 1 - машин много, да.

replayability: 0 - вообще не хочется ее проходить не то что заново)

Автор10

@KIR, на вкус и цвет...
1) Не спорю, что модели машин в RR2 проработаны лучше чем в Asphalt 6. Но далеко не на столько, чтобы контраст был разительным. В целом же не считаю графику убогой. Все весело, ярко, аркадно. И при этом достаточно узнаваемо и детализированно. Цепляет. В целом то что нужно для подобных платформ в целях отдыха. В плане качества текстур не вижу принципиальных отличий от того же RR2. Если не секрет, то на каком устройстве вы играли в Asphalt?
2) по поводу интерфейса - да. Все пафосно. Кричаще. Абсолютный контраст с выверенным лаконизмом RR2. Но при этом почти все на месте. И понятно организовано. Есть небольшие ляпы (как то необходимость перехода в начальное окно меню для смены авто). Но опять же - по сравнению с оставшимися конкурентами это однозначно гут
3) увлекательность геймплея, учитывая разные режимы гонки, скорости, лучшую на данный момент реализацию дрифта, разные режимы ускорения и т.д. превосходит все что есть на рынке
4) машин много и их поведение на дороге действительно отличается. То есть показатели параметров управляемости и т.д. там прописаны не для галочки
5) не понимаю исходя из отмеченных вами же двух последних пунктов, откуда взялся у вас вердикт о нулевом replayability?

11

класный обзор! структурненько!

Автор12

@Кременюк Семён, спасибо на добром слове :).
Жаль только, что некоторые пользователи непонятно зачем ждут от мобильных игр сверхреализма и радкорности управления там, где это просто неуместно.
Ведь для чего мы играем на мобильных, изначально не игровых устройствах? Да просто чтобы отдохнуть. Особенно меня в данном случае веселят версии игр с g-sensorным (акселерометр+гироскоп) правлением для iPad. 680 грамм... Good luck. Это либо самая дорогая в мире гантеля для общей физподготовки, либо "вот сынок, если ты будешь болеть венерическими заболеваниями, у тебя тоже руки отвалятся" (с)

13

@Андрей Москалец, Не спорю, мои мозги извращены в этом плане, но мне не нравятся аркады, а на компе играть меня тупо не вставляет. Есть такие люди как я, которые мильен лет назад на нокиях с экранчиком 128х128 проходили стратегии :)

Автор14

@Александр Ляпота, у меня есть коллега, во времена нашего приставочного детства прошедший Дюну на 8битной приставке без воможности множественного выделения юнитов. Так что стратегиями на нокиях нас не удивишь ;)

15

Самый большой "fail" за всю статью - это ни к месту приплетённый "камаз с анашой". Где ваши редакторы?

Автор16

@Markmaster, чем вам не угодил многократный призер Дакара с экологически чистым продуктом в кузове? :)

17

@Андрей Москалец, призёр Дакара собирается отдельно на заводе именно для гонок а не модель с конвейера. Вообще это сравнение не уместно в обзоре. Чёрт, когда же появится редактор?

Автор18

@Markmaster, в чем конкретно заключается неуместность :)?

19

@Андрей Москалец, Вы безусловно одарённый автор, написали замечательный обзор. Но употребление некоторых метафор сводит на нет почти все Ваши старания.

Ни один уважающий себя редактор не пропустит в текст "шутку", которая в той или иной степени намекает на употребление наркотиков. Вы призываете употреблять их, руководствуясь тем, что наркотики помогают глубже нырять и шире видеть? Помогаю писать более качественные игры? Пропагандируете их употребление? Вообще, метафора, как таковая, притянута за уши и я вообще рекомендовал бы убрать её из текста а в будущем воздержаться от подобного рода попыток "поюморить".

Автор20

@Markmaster,
никоим образом не хочу задевать Ваши чувства и подвергать сомнению благие намерения и убеждения. Но смею заверить, что Вы один столь близко к сердцу восприняли абсолютно безобидный юмор. Прощу прощения, если нечаянно задел Вас за живое или затронул болезненную для Вас тему.
Никто никого не призывает ничего употреблять. Дело просто в граничащим с фолом циничном юморе

21

Почистил комменты от обсуждений не по теме. Еще раз напоминаю, на личности НЕ ПЕРЕХОДИМ! Если есть какие-либо пожелания - можете сразу писать мне или Семену, наши контакты на страничке Keddr?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Modal box

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: