Продупреждение!
Данная статья содержит нецензурные слова и словосочетания: “криатив”, “функционал”, “кейс использования”, “неКПК”, “мультиоперационный”, “юзабилити”, “возможности для дифференцирования” и “дефференцирование возможностями”, (значение которых неизвестны автору, несмотря на то, что некоторые из них он сам и придумал)…
Первый закон диалектики “единство и борьба противоположностей” легко можно объяснить на примере эволюции персональных компьютеров. Развитие ПК долгое время шло прямолинейно и по нарастающей. Увеличивались вычислительные мощности и, соответственно этому, возрастала и функциональность ПК. Так, co времинем они стали по-настоящему универсальными устройствами. На компьютерах люди стали выполнять ресурсоемкие задачи: играть, рисовать, обрабатывать фотки, монтировать видео. Потом некоторым пользователям понадобилось еще больше функцианальности. Они хотели в любой ситуации иметь возможность работать на ПК и так появились ноутбуки. Но, чтобы расширить функциональность ПК еще и мобильностью, пришлось пожертвовать производительностью. Не секрет, что ноутбуки не такие мощные и хуже подходят для игр, обработки фоток и монтажа видео. Таким образом, расширив функциональность ПК в целом, его уменьшили в тех задачах, для которых он изначально применялся.
Ради мобильности пришлось принести в жертву не только производительность, но и размер экрана, и цену устройства. И тем более, удивительно то, как ноутбуки стремительно вытеснили ПК, ведь “мобильность” реально нужна только ограниченой группе пользователей. Тем, кто часто ездит по командировкам. Обычному пользователю, который сидит за компьютером дома и играет в игры, или обрабатывает фото/видео “мобильность” не нужна, поэтому появились такие ноутбуки, где пожертвовали мобильностью, ради производительности. Например, игровые агрегаты или 17-ти дюймовые мультимедия-комбаины, мобильность у которых серьезно ограничена как габаритами, так и времинем автономной работы в режиме полной нагрузки. По идее, пользователи таких ноутов должны были собирать ПК, а не ограничивать себя низкой производительностью мобильного железа и малой диагональю экрана, да еще и переплачивать за “удовольствие” иметь ПК в форм-факторе ноутбука.
Так ноутбуки из универсальных помощников офисного работника выродились в узкоспециализированные агрегаты, у которых первоначальная функциональность и “мобильность” не всегда были в приоритете. Да и сами производители и пользователи до определенной поры как-то подзабыли, что главное в ноутбуках – это мобильность а не гигагерцы и гигабайты. Компании Intel и Asus решились на то, чтобы им напомнить, в чем реальная суть ноутбуков и выпустили на рынок новый класс устройств – нетбуки. Устройства эти были настолько популярны, а сама идея максимальной мобильности настолько понравилась потребителям, что ноутбуки, как класс устройств практически полностью исчезли, уступив место более мобильным ультрабукам и… планшетам.
Планшеты нельзя назвать принципиально новыми устройствами. В общих чертах они повторяют то, как ноутбуки заменили ПК, тогда ради хоть какой-то мобильности пришлось относительно не много пожертвовать возможностями, планшеты же – это устройства, в которых ради хорошей мобильность пришлось серьезно урезать функциональность. Более того, по своему происхождению планшеты – это даже не ПК, а увеличенные в размерах смартфоны и на заре своего своего существования по своим возможностям планшеты и рядом с ноутбуками не валялись и составляли отдельный класс ультрапортативных устройств.
Смартфоны появились, как развитие идеи “коммуникатора”/карманного ПК, а планшеты – это большие “коммуникаторы” или некарманные ПК. Они не такие мобильные, как смартфоны и, тем не менее, смогли успешно потеснить на рынке мобильные ПК…
…тем самым еще раз доказывая, что первый закон диалектики действует и что имеет место “единство и борьба функцианальностей”…
И, собственно, согласно этому закону и идет все развитие техники сегодня. Производителям жизнено важно выделиться на фоне конкурентов и занять такую позицию на рынке, когда потребитель не будет их путать с конкурентами. По научному это называется “дифференциация”. И расширения функциональности устройства – это один из примеров “дифференциации”. Перо… Датчик отпечатка пальцев… Сенсорный считыватель пульса… Двойная камера… Лазерный дальномер… Вот типичные примеры “расширенния функциональности” с целью “дифференциации” своего продукта.
По сути, большинство хардверных фич и софтверных наворотов в современных мобильных устройствах служат не для улучшения их основной функциональности (быть еще более мобильными), а являются маркетинговыми инструментами, используемыми только для того, чтобы сделать продукт узнаваемым и не таким, как у остальных. Что достаточно сложно, учитывая то обстоятельство, что основная часть смартфонов и планшетов выпускается на одном и том же железе, на одном и том же андроиде, а то, что на андроиде не выпускается, легко с ним спутать, потому что приложения и игры для мобильных устройств одни и те же, что под андроид, что под иос или виндой. И отличия чисто косметические, функциональность приложений в принципе одинаковая. Т.е, к примеру, нет особой разници в том, с какого смартфона пользоваться WhatАppом или Twitter, хотя сами по себе смартфоны разные.
Это и называется кризисом дифференциации возможностей. Основная масса пользователей смартфонов и планшетов делают на них одно и тоже: звонят, пишут сообщения, ходят в интернет, играют, делают фотки. Придумать новое применение смартфону или кардинально улучшить одну из уже имеющихся возможностей использование краене сложно. Единственные, кому это успешно удалось – гнусмас, с его нотой и стилусом. Да и то, только потому, что совпали не тольки изменения по функциональности, но и по форме устройства. Вот так взять и изменить функциональность одной конкретной фичей не все производители способны… А выпустить смартфон другого размера относительно просто, отсюда такое разнообразие диогоналей экрнанов. Сегодня смартфоны бывают от 2,5 дюйма до 6,5 и даже некоторые 7-ми дюймовые и более планшеты могут совершать звонки, так что грань между смартфоном и планшетом, по сути, стерлась. И, таким образом, возможностей для дальнейшего изменения формы уже не осталось.
Это все объясняет, почему на рынке мобильных устройств сегодня наблюдается дефицит возможностей для дифференциации… Проще говоря – все смартфоны и планшеты похоже друг на друга и умеют одно и тоже. И производители уже не знают, чем бы еще таким выдающимся привлечь внимание потребителей именно к своим продуктам. От этой безысходности у некоторых из них отказывают тормаза и они так увлекаются идеей сделать что-то уникальное, не такое, как у остальных, что окончательно забывают о том, что такое мобильное устройство в принципе, какая у него должна быть функциональность и что есть пользователи со своим стандартным кейсом пользования.
Особенно эти симптомы проявляются у компаний сони, леново и асус, которые вместо того, чтобы выпускать стандартные прямоугольные изделия, постоянно ищут себя и экспериментируют. Типичный пример такой оторванности от реальности – это линейки трансформеров и падфонов от асус, которые в этом году объединились в одном продукте – гибриде смартфона планшета и ноутбука. Трансформер бук модели V, т.е, c намеком, что теперь это 5в1. Уже сама концепция такого мутанта является примером “единства и борьбы функциональностей”. Казалось бы все логично… Нужна мобильность – пользуйся смартфоном… Нужен большой экран – втыкай его в док… Нужно поработать в офисе – коннекть клаву…
Такой себе продукт “все в одном” и в этом нет ничего хорошего. Он одновременно и мобильный, и не мобильный. Смартфон, док-планшет, клава… Чтобы полноценно всем этим пользоваться – это все придется таскать с собой, плюс зарядку… И это ни какая не мобильность… А если таскать только один смартфон, то тогда в чем смысл приобретения полного комплекта. Также этот смартфон одновременно получился дорогим и дешевым… Сам комплект будет стоить дорого, но на основной камере сэкономили и разрешение экранов у него, как у дешевых моделей и те, кто его купят, не получат того же положительного опыта от тонких шрифтов и красочных фоток, что владельцы планшетов и смартфонов с хорошими камерами и экранами высокого разрешения. Ну и главное… ИМХО… Преимущество мобильных операционных систем, по сравнению с виндой, в их простоте. Андроид простой. иОС простой. Даже винда на мобильниках предельно простая. А вот обычный виндовс, который устанавливают на ноутбуки, он намного сложнее. И, если на одном устройстве установлено сразу и андроид и виндовс, то простота юзабилити, которую дарит андроид, она теряеться.
Вощем вы поняли… Функциональность у устройства широкая, но конкретно с каждой отдельной задачей справляется он не на том уровне, чтоб оправдать свою цену. И я это говорю не по наслышке, а по тому что уже имел дело с падфонами. У моей сестры была вторая галактика и она у нее плохо держала батарею. Когда встал вопрос выбора нового смартфона, я подошел к этой проблеме креативно и предложил ей второй падфон. Идея была в том, что док-станция может использоваться для подзарядки смартфона, да и планшет вроде как уже покупать необходимость отпала. Но сестра моя носит смартфон в чехле и каждый раз его доставать, чтоб в док вставить, ей не удобно. К тому же, док сам тяжелый и без смартфона не работает, так что она его дома хранит, с собой не носит, а падфон держит батарею еще хуже, чем старая галактика и подзарядить, соответственно, не где. В результате, ни одной из целей покупки сестра не достигла. Как планшетом падфоном не пользуется из-за чехла и сам смартфон не подзарежает, потому что док лежит все время дома.
Так и с этим новым трансформером V будет. Он наследник первой модели падфона, только без батареи в клаве, которая, в свою очередь, была навеена идеей оригинального трансформера. Казалось бы, как и нота – это тоже был успешный продукт, переходной агрегат для тех, кто пользовался нетбуками и хотел попробовать планшеты. Но ноутбуки и все, что на них похоже, вдруг стали не трендом и трансформеры прошлось чуток осовременить, теперь значит из планшета получается не нетбук, а своего рода ультрабук – тонкий и легкий. При этом батарею из клавы убрали и то, что время работы и, соответственно, мобильность от этого пострадали, в Asus никого не взволновало. А зачем ему долго работать?.. Ведь теперь он тонкий и легкий… Вот такая логика…
Но, в принципе, все это можно Asus простить, ведь, в конце-концов, все эти трансформеры и падфоны, что из года в год обновляются – не более, чем имеджовые линейки. Типа флагманы, которые должны продемонстрировать возможности компании и ее перспективы. Видимо, руководство Asus решило, что по примеру samsung можно раскрутить одну флагманскую линейку а потом сэкономить на маркетинговой раскрутке дешевых линеек, не даром же фонпады так назвали. Думали, что как у samsung получится выпустить один хороший флагман а потом под его брендом завалить ранок всяким разным на любой вкус. Не вышло. Падфоны хоть и флагманы, но не достаточно широко известные и появившиеся более массово и более доступные фонпады повредили их флагманскому статусу, внеся путаницу. Потребители не понимали, в чем разница между фонпадом и падфоном и такой стремный нейминг – еще одно свидетельство непонимания ситуации на рынке.
А ведь там все просто. В лидерах – эпл и гнусмас и они не особо креативничают. Продукты у них стандарные из года в год, только размер меняется. Потому что они знают, что потребитель скорее выберет продукт с одним конкретным хорошо известным ему набором возможностей, чем что-то “новое”, “многофункциональное” и “мультиоперационное”…
Шикарная статья, спасибо. Только орфография похрамывает, особенно к концу текста)))
Немного по функционал http://vi.horizalru.com/11.html