Наверх
17 комментариев 09/11/2015

Что такое Hi-Fi? Часть 2. Post-СССР

Что такое Hi-Fi? Часть 2. Post-СССР

В предыдущей части мы затронули историю становления Hi-Fi, докопались до корней распространенных заблуждений и обозначили дальнейшее направление этого цикла статей. Сегодня поговорим о текущей ситуации в области качественного аудио на просторах СНГ и ее истоках.

Ранние 1990-е. Кассеты, пиратство и “Дикий Запад”

Отгремела Перестройка, победила Демократия и воцарилась полная Гласность. Накрылся медным тазом Нерушимый. Границы перестали быть чем-то непреодолимым. Родителям больше не нужно было для выезда за границу с ребенком брать справку, что тот не был в немецком плену. А на просторы бывшего Великого и Могучего хлынули цунами всевозможных б/у-шных и не очень ПК, музыкальных центров и магнитол всех форм и размеров. Предприимчивые коммерсанты тащили сюда абсолютно все. И абсолютно все здесь на ура покупалось. Так начинались лихие 90-е. Времена электронного “Дикого Запада” на просторах СНГ.

В музыкальной сфере дела обстояли весьма экзотично. Прилавки с огромной россыпью кассет с альбомами и сборниками всех жанров и направлений маячили на каждом углу. Эти кассеты, не заботясь об авторских правах и вообще каком-либо соблюдении законов, штамповали все, кому было не лень и у кого была необходимая для этого аппаратура. Как правило, это были пиратские рипы с CD-дисков. Ведь внезапно и массово обнищавший народ еще не дорос до покупки CD-проигрывателей. Последние в те дни были роскошью и ценились многими даже больше, чем видеомагнитофон :).

DSCF7029

Кассетные плееры, двухкассетные магнитофоны, позволяющие копировать в домашних условиях взятую у друга кассету, – вот атрибуты того времени. Шиком считались плееры Walkman с заветным переключателем басов и автореверсом. А музыкальные центры являлись для многих вообще пределом мечтаний.

Особняком от общей тусовки держались любители винила. Они зачастую довольствовались немного обновленной продукцией той самой фирмы “Мелодия”, неспешно, но уверенно входившей в цифровую эру и модернизирующей производство. Но изредка и за безумные деньги можно было достать винилы западных и японских лейблов. Слушалось все это на старых советских “Вегах”, “Арктурах” и т.д. Элитой считались редкие обладатели купленных на барахолках Германии “Telephunken”-ов и “Grundig”-ов.

573155-telefunken_s300d_direct_drive_turntable_new_cartridge

Каждый собирал свою систему из того, что можно было достать. “Мы развлекались как могли” ©. Ни о каком правильном и выверенном подборе компонентов тогда никто еще толком не думал. Нередко в одной системе можно было увидеть виниловый прогрыватель Grundig, самодельные колонки или же переделанные S-90 и усилитель “Прибой”. Или же какой-то непонятный самодельный агрегат.

Мы не думали о Hi-Fi и достижении достоверного звучания. Мы просто кайфовали от огромного количества запретной ранее музыки, хлынувшей в наши уши со всех сторон. Из каждого утюга и китайского кассетного плеера ужасающего качества звучали Roxette, Enigma и Майкл Джексон вперемешку с роком и абсолютно новым для нашего брата на то время hip-hop-ом. Все слушали абсолютно всё. Просто потому, что стало можно.

Jolly-roger

Отсутствие денег у населения и тяга ко всему тому, что 70 лет было нельзя, а тут вдруг стало можно, превратили СНГ в крупнейший центр видео- и аудио-пиратства. Все копировали всё, что могли. Никто не заботился не то что о законах, но даже о качестве этих самых копий. Была музыка. Мы просто кайфовали от того, что принес нам тот самый wind of change ©. Hi-Fi все еще не было. Он не был нам нужен.

Вторая половина 90-х. CD, компьютеры и… Пиратство!

К середине 90-х годов у большинства двухкассетные магнитофоны сменились музыкальными центрами со встроенными проигрывателями CD. Walkman-ы начали уступать место заморской диковине – Diskman-ам. “Мальчики-мажоры” начали щеголять экзотикой – минидисковыми плеерами. Кассеты постепенно сдавали позиции. На “диких” раскладках чаще появлялись пиратские CD. Московские “бояре на Тойотах”© начали издавать русские версии Playboy и Vogue ©. Это событие дало гигантский толчек развитию отечественной периодики. Как грибы после дождя начали появляться русскоязычные версии T3, WhatHi-Fi и прочих аудио- и прочих околотехнических изданий. Безусловно, они нашли свою целевую аудиторию. Но все равно в массовой культуре качеству звучания по-прежнему уделялся минимум внимания. Не шипит? Не хрипит? Играет разборчиво? Ок! И так пойдет!

635738119090946922-20843611_discman2

Мы продолжали развлекаться как могли. 95-й год ознаменовал собой очередную революцию. С выходом Windows 95 ПК перестали быть для народа чем-то страшным, непостижимым и доступным для понимания только избранным. Клавиатура, мышь, иконки и “окошки” начали свое победное шествие по домам и квартирам наших соотечественников. Разумеется, и Windows, и Office, и абсолютно все приложения и игры были пиратскими. Наш народ уже привык не платить за то, что нельзя потрогать руками. То есть за интеллектуальную собственность. Пиратский аудио- и видео-рынок сыграл в этом главенствующую роль. Масла в огонь подливали невменяемые на тот момент для нашего брата цены на лицензионные программные продукты.

old-pc-windows-95

И тут внезапно оказалось, что эта таинственная железяка под названием ПК способна изменить всё. Она может играть музыку посредством программного проигрывателя, CD-ROM-а и какой-либо звуковой платы. В 99,9% случаев это были Creative Sound Blaster. Музыку пытались слушать на страшненьких noname-овских активных колоночках. Стоимостью $5-10. Пластмассовых, хрипящих на большой громкости и не способных воспроизводить басы. Но нам было абсолютно наплевать на качество звука. Главное – оно играло! “Гики” тех лет пробовали подключать к своим Sound Blaster-ам отцовские усилители “Бриг”, “Прибой” или прасти-госпади “Трембита”. А к этим усилителям уже с шиком и блеском цеплялись те самые бессмертные S-90. Именно это и было первыми звоночками становления компьютерного Hi-Fi на просторах СНГ. Простое желание “сделать погромче” привело к тому, что люди случайно открыли для себя принципиально другое качество звука. Но пока это носило характер единичных случаев и никак не влияло на общее положение дел.

1162068686

В то же время “андеграунд” true Hi-Fi уже начал зарождаться. Мы научились собирать толковые системы для проигрывания качественных CD и винила. Мы читали профильную прессу и книги. Мы добывали нужную технику где и как могли. И уже начинали понимать, что же такое по-настоящему хороший звук. Для многих уже тогда винтажные колонки Kenwood или Sansui, виниловые проигрыватели Technics и CD-деки Philips в паре с усилителями Marantz стали пропуском в совершенно другой мир. Но нас по-прежнему были единицы.

Нулевые. MP3, Intenet, WinAmp, первые смартфоны, lossless и… Пиратство :)

Компьютеризация шагала по СНГ темпами, которым могла позавидовать даже “лампочка Ильича”. Помимо уже знакомым всем и каждому CD появились диковины – DVD-аудио и субформат SACD. Этьи диски были дороже. Пиратские копии были нерентабельны. А аппаратура для того, чтобы услышать разницу в качестве по сравнению с теми же CD стоила безумных для нашего брата денег. Потому эти новинки так и повисли в воздухе, не став кому-либо по-настоящему нужными.

post-4602-090670500 1285157238

Подлинная революция пришла вместе с распространением формата MP3. Еще вчера забитые пиратскими CD раскладки массово переключались на продажу самопальных дисков класса “все альбомы” © какого-либо исполнителя. Зачастую это были пережатые в MP3 128 Кб/с пиратские рипы с CD. Да, качество было ужасным. Но пипл хавал. Ведь теперь можно было заплатить за один пиратский диск вместо десятка. А аппаратура абсолютного большинства просто не давала услышать разницу в качестве с CD. Ведь те самые плстиковые активные китайские “пищалки” за $5 до сих пор оставались “народным” выбором.

3e1ebb7147819c4052c7e3aeca61a3c9

Главным проигрывателем СНГ был WinAmp. Главным источником музыки были стихийные рынки. Но Internet и всяческие файлохранилища уже начинали наступать им на пятки. Распространение широкополосного Internet-а стало тихо, но уверенно убивать даже пиратский аудио-рынок.  Народ узнал новое слово – торренты.

81GDT7uv9CL._SL1500_

Портативные CD-плееры у большинства сменились на китайские MP3-проигрыватели. Ко второй половине нулевых они продавались, что называется, по пучку на рубль. С качественным звуком это, разумеется, не имело ничего общего. Но позволяло нашим неискушенным в аудио соотечественникам тягать с собой сотню-другую треков.

ipod-original

У мажоров образца нулевых стали появляться плееры iPod. Они были дико дорогой и непонятной для многих невидалью. Потому воспринимались не просто как еще один проигрыватель. А как некий атрибут элитарной, красивой жизни.

nokia_n91_8gb_6_hq

В перечень аудио-гаджетов стали добавляться смартфоны. Все началось с Nokia и той самой ОС Symbian. Эстафету быстро подхватили Sony Ericsson. Особняком держались разнообразные коммуникаторы и КПК на платформе Win Mobile. Мир постепенно “мобилизировался”. Узкоспециализированные устройства уступали место smart-решениям. И для абсолютного большинства переломным стал момент выхода iPhone. Теперь вместо телефона, плеера, КПК и кучи других гаджетов с собой можно было носить одно устройство. И ничего не терять в удобстве. Конкуренция не заставила себя долго ждать. И альтернатива в лице Android сделала данный класс техники доступным всем и каждому. Другое дело, что кредитный iPhone и диета из доширака стали характерным атрибутом нашего социума. Но это уже совсем другая история.

rachel2

Начиная с появления iPod Classic, iPhone и Android-смартфонов портативное аудио вплотную приблизилось к Hi-Fi. Ключевым фактором стала поддержка этими устройствами lossless-форматов аудио. В отличие от “народных” MP3 эти форматы предлагали уже совершенно другой уровень качества звука.

2000px-Flac_logo_vector.svg

Однако и тут не обошлось без пиратства. На торрентах стали появляться lossless-рипы с CD и винилов. Потрекованные, со вшитой лирикой и каверами. Или же просто образы с .cue файлами. Монетизация пиратского рынка перешла в Internet-плоскость.

Hi-Fi-андеграунд к концу нулевых уже полностью оценил возможности ПК в качестве платформы для построения домашней музыкальной системы. Lossless-форматы (FLAC и ALAC), подстегиваемые все ростущими объемами дисковых накопителей, прочно закрепились в качестве основного музыкального контента. Смартфоны с поддержкой lossless стали неизменными спутниками Hi-Fi-тусовки. Но так дела обстояли в авангарде технического прогресса. Старожилы все еще продолжали ратовать за CD и винил. И отказывались признавать ПК, пусть даже и с хорошими звуковыми картами или внешними ЦАП, достойной альтернативой. Так Hi-Fi-тусовка СНГ разделилась на два лагеря:

  • винтажистов – любителей винила, бобинных магнитофонов, CD, SACD и классических специализированных систем;
    1420695298_apc-2014.12.28-18.37-001.3d
  • ПК-шников – считающих ПК логичной и в разы более удобной альтернативой всех вышеперечисленных устройств. А  lossless-форматы – единственным логичным музыкальным контентом.
    P1070219Small

Автор находится в “пограничной зоне” этих двух лагерей. Признавая абсолютное преимущество ламповых однотактных усилителей, спроектированных со знанием дела и умом, над транзисторными аналогами и применяя в своих кастомных сборках винтажные компоненты (трансформаторы, динамики, лампы  и т.д.), я считаю ПК единственным логичным источником.

 Наши дни

MP3 продолжает оставаться главенствующим форматом. Применение его в стриминговых сервисах, “Вконтактике” и прочих проектах только подливает масла в огонь. В то же время lossless перестал быть диковинкой и завоевал свое место под солнцем. Hi-Fi-тусовка перестала быть андеграундом, состоящим из упоротых гиков. Ряды любителей качественного звука пусть не очень быстро, но пополняются. Да, в народе еще очень сильны стереотипы и суждения, приобретенные в 1990-е. “Звучит? Басы бумкают? Ну, и нормально!” остается девизом большинства. Но все меняется к лучшему. И это не может не радовать.

В следующей части мы поговорим о том, что день грядущий нам готовит. До скорого!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

17 комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Леонидович

Это просто эпохальная статья, лучше было, если бы она была особняком о становлении музыки на пост-советском пространстве. Спасибо.
Хотя для себя, именно для личного использования, считаю достаточным уровень СД.
п.с. Вопрос дилетанта: почему с обыкновенных СД делают FLAC. Может для коллекции на ПК проще использовать цифровые копии СД.

Автор2
Андрей Москалец
цифровые копии СД

- что вы имеете в виду?
FLAC - отличный lossless формат, занимающий в разы меньше места на жестком диске и любом другом цифровом носителе, чем простая wav-копия/rip с CD. И обеспечивающий при этом качество не ниже CD-шного.
К слову - CD сами по себе цифровые... Так что ваш вопрос мне вдвойне не понятен.

3
Wizard_Harry

Чудова статья, дякую)

4
Nеmоv Sergei

Дай ссылку на первую часть...
...написано с душой...

6

“Telephunken”?
Telefunken!
И да - я не буквоед

7
Bozhetarnik

Андрей, просто спасибо за толковую статью. Жду продолжения темы с нетерпением :)

8

немного оффтопик)
Стоит ли ожидать статей по доведению foobar2k до правильного звучания?) Читал все ваши статьи по звуку и в частности по Winyl Player. Но foobar2k как-то уже слишком вкоренился в мою жизнь. Или может-быть есть "готовая" ссылка по данной теме?)

Автор9
Андрей Москалец

Стоит. В ближайшее время. Это будет существенной составляющей одного интересного проекта.

10

Как до боли все знакомо)))
Я, например, качеству звука начал уделять внимание, после того, как в 03-04 первый раз услышал iriver в связке с Porta Pro. До того, я считал что 128 Кб/с более чем достаточно )))

11

Я пиратством занимаюсь с 1984 года, прошел все этапы эволюции - кассеты-бобины - видеокассеты - сд - двд - мп3 - игры на сд - мп4 - игры двд на PC, PS, X-BOX и др - блюрэй, сотни мешков конфискованной пиратки, десяток уголовных дел и огромных расходов из-за этого, это до сих пор часть моего бизнеса (спроса практически нет, но пенсионеров по старинке тянет к дискам). Всегда коллекционировал музыку и фильмы с авторским переводом на самых современных на те времена носителях, сейчас любимые фильмы храню на жестких дисках, а с музыкой сложнее и дороже, т.к. в flack храню только редкое, а основное все на фирме в сд, потому-что качество несравнимо. Так вот, сд покупаю, когда езжу в Европу, они там сейчас от 5 евро, потом на минимальной скорости катаю на болванки и слушаю в машине (установил очень дорогую акустику и усилок) либо в самолете на сд-вэлкмане в дорогущих наушниках. Если бы жена знала истинные цены моего увлечения,мне был бы пи... Такова вот жизнь.

Автор12
Андрей Москалец

"в сд, потому-что качество несравнимо" - ох какое спорное утверждение :)))

13
id250101505

вот с такими познаниями они и пиратили. "СД" и "дорогущие наушники на волкмане" как мерило качества застрявшее в нулевых. А главное очень дорогую акустику в машину )

Автор14
Андрей Москалец

солидарен чуть более, чем полностью. О том и статья :)

15
Владимир

Даже оцифрованный звук с хорошим усилителем и "открытой" акустикой звучит намного приятней. Современная акустика звучит : бу,бу - з,з, а должна звучать : х,х-ш,ш. У нас просто мало кто и слышал хороший звук, Это от нашей бедности финансовой и интеллектуальной.

16

Да уж.. во жесть была раньше. Как хорошо, что скоростной инет и цифровая техника сделали жизнь лучше и проще.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Modal box

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: