Наверх
30 комментариев 10/11/2015

Что такое Hi-Fi? Часть 3. Камо грядеши?

Что такое Hi-Fi? Часть 3. Камо грядеши?

В предыдущих частях мы затронули основные вехи истории Hi-Fi и предались ностальгии о минувших днях пост-советского периода. Но хватить томно вздыхать о днях минувших. Время смотреть в будущее. Куда же повернет извилистая дорога качественного звука в ближайшее десятилетие?

Портативный Hi-Fi

Наша жизнь сегодня – это постоянное движение. Ее темп во второй половине двадцатого века возрос многократно. Иногда нам начинает казаться, что мы научились быть в нескольких местах одновременно. Именно в движении, в бесконечной череде житейских забот и дел мы проводим большую часть своего времени. И нет никаких предпосылок к тому, что что-то изменится в обозримом будущем.

Но стали ли мы от этого меньше любить музыку? Конечно же, нет! Таким образом наш жизненный уклад сам мягко, но настойчиво подводит нас к очевидной мысли. Портативный звук стал для нас основным. Он больше не второстепенен. И имеет первоочередное значение. Значит, чем он лучше и ближе к планке Hi-Fi, тем лучше!

_MG_4755

Уже сегодня рынок предлагает нам более чем достойные низкоомные портативные наушники всех форм и размеров. От “арматуры” до over-ear-портатива. А в качестве источника мы можем выбрать либо смартфон, либо специализированное Hi-Fi-решение – современный плеер, поддеривающий lossless-форматы. А иногда даже Hi-Res Audio, как это делает, к примеру, Sony A-15.

dc-11740

Но законы природы любят расставлять все по своим местам. И межвидовая конкуренция таких решений должна обязательно закончится победой какого-либо класса устройств. Ведь “there can be only one!” ©

Не нужно быть пророком и даже аудио-экспертом, чтобы постичь очевидное – в этой войне победа будет за смартфонами. Увы, побеждает тот, кто лучше адаптируется. В нашем случае это тот, кто банально умеет больше. Смартфоны есть у всех и каждого. Специализированные плееры же – у единиц. Их время незаметно уходит. Но наследие остается! Все чаще мы наблюдаем анонсы смартфонов с качественными ЦАП-ами. И с полноценной поддержкой как базовых lossless-форматов, так и Hi-Res audio. Таким образом вся функциональность плеера рано или поздно будет в полной мере освоена смартфонами в том числе и среднего ценового диапазона.

30510-marshall_xlarge

<Vanga _mode/on> И произойдет это за ближайшие пару-тройку лет <Vanga_mode/off>. Процесс запущен. И его уже не остановить. Мы же как потребители от этого только выиграем. Ведь качественный звук в нашем смартфоне больше не будет требовать танцев с бубном и малопонятных простому обывателю гиковских шаманств. Мы просто получим желаемое прямо из коробки. Уже сегодня LG и Sony обеспечивают свои флагманские смартфоны поддержкой Hi-Res Audio. Остается только совместить эту великолепную софтверную практику с хорошей традицией компании Samsung устанавливать в смартфоны серии S звуковые чипы Wolfson. Не отстают от А-брендов и китайские компании. Некоторые так и вообще впереди планеты всей. Примером может служить семейство Meizu MX Pro, снабженное одновременно и великолепным аудио-чипом, и поддерживающим Hi-Res-софтом. И даже именитые производители оборудования для музыкантов стремятся приобщиться к наметившейся тенденции.

bugdroid_2___android_vs_apple_by_badaworld_fr-d3easfv

Локомотивом прогресса в данной области, как это ни странно, служит платформа Android. В то время как Apple, в чьем активе значатся как один из самых популярных магазинов цифрового аудио, так и собственный lossless-формат, продолжает демонстративно игнорировать происходящее, почивая на лаврах. Такая стратегия демонстративной самоизоляции от глобального рынка вряд ли приведет компанию к чему-либо хорошему уже в среднесрочной перспективе.

Но нам, меломанам, должно быть абсолютно все равно, кто из производителей победит, а кого ждет финансовое забвение. Главное – выиграем мы. Получив желаемое – удобный и качественный современный портативный Hi-Fi.

Работаем с огоньком

Наше рабочее место. Второй дом. Здесь мы проводим существенную часть своей жизни. А потому атмосфера тут должна быть максимально комфортной. И, ясное дело, без музыки никак не обойтись. Сейчас на рабочем месте мы довольствуемся звучанием Google Music, Spotify или же прасти-госпади Вконтактика. С их пережатыми MP3-файлами далеко не самого лучшего качества. Слушаем интернет-радио. Но все это в обозримом будущем уступит место совершенно иному качеству. Имея в кармане пару хороших, пригодных для Hi-Fi наушников, купленных в пару к смартфону, мы в праве требовать как минимум такого же качества звучания и на рабочем месте.

Style_Jukebox_Preview_Official_Logo

А потому вышеупомянутые сервисы постепенно отойдут в прошлое, уступая место lossless-стримингу. Он уже существует. Первые звоночки в виде Style Jukebox, Tidal и многих других уже прозвенели. Потому и здесь мы сможем полноправно рассчитывать как минимум на CD-качество в лице FLAC 16/44.1

Гики же и через десять лет, как и сегодня, будут поднимать на своих домашних ПК с выделенным IP-адресом собственные стриминговые серверы и слушать домашнюю аудиотеку на работе, никому ничего не платя.

41Taa5DTsKL

Даже если аудио-составляющая наших рабочих ПК будет не в состоянии обеспечить всему этому должную поддержку, то на помощь придут недорогие внешние звуковые карты или ЦАП-ы. Такие гаджеты уже сегодня стоят вполне приемлемых денег. А дальше будет только лучше.

Мой дом – моя крепость

Место, куда хочется возвращаться. Где можно сбросить с себя все хлопоты и бесконечную беготню очередного дня. Расслабиться и никуда не спешить. Где смакуешь каждую минуту. И в праве ожидать только самого лучшего. Домашняя аудиосистема меломана – своего рода храм. Только лучшие компоненты. Скрупулезно подобранные, выверенные. иногда изготовленные собственноручно. Это – предмет гордости. Атрибут принадлежности к особой касте. Понимающему человеку достаточно одного лишь взгляда на такую систему, чтобы сказать очень многое о ее владельце.

В будущем это не изменится. Кое-что в этом мире не подвласно времени. Внешний вид может поддаться духу времени. Но не сама суть. Источником в такой системе окончательно станет ПК. Специально собранный для этого. С любовью настроенный и работающий как часы. Он окончательно сместит с пьедестала CD-деки и виниловые проигрыватели. Сделает их уделом лишь хипстеров и некоторых стареющих ретроградов. Но не прагматичных меломанов.

Untitled-3

Качественная звуковая карта или внешний ЦАП окончательно станут точно таким же предметом гордости и обожания, как когда-то тонарм от Ortofon или “вертушка” Technics.

Как ни странно, но с этими детищами цифровой эпохи сможет абсолютно органично соседствовать ламповый усилитель. Это происходит сейчас. Будет происходить и в будущем. У лампы, как и у транзистора, есть свои плюсы и минусы. И даже через пару десятилетий два лагеря – лампа и транзистор, будут все так же существовать в перманентном состоянии своей негласной холодной войны. Их хозяева будут все так же спорить на форумах, доказывая друг другу превосходство “теплого лампового” над “безжизненным транзисторным”. И наоборот. Но будут абсолютно одинаково любить музыку.

Акустические системы, те самые колонки, изменятся крайне мало. Ведь законы физики никто не отменял и в будущем вряд ли отменит. По-прежнему на этом поприще “больше” будет синонимом “лучше”. Ведь чем больше объем колонки, тем шире диапазон низких частот, который она способна достоверно отыграть. Кто-то будет покупать фабричную акустику за много-много мертвых американских президентов. А кто-то будет мастерить ее самостоятельно. Но все они, как и в случае с усилителями, будут одинаково любить музыку.

Главенствующим форматом по-прежнему будет оставаться FLAC. Количество записей в качестве 24/96 и выше будет неуклонно увеличиваться. Постепенно Hi-Res Audio займет то место, которое сейчас занимает 16/44.1. И мы снова от этого только выиграем.

Фактически в первой половине 21 века окончательно изменится в домашней аудиосистеме только источник. Его место прочно займет ПК. Все остальные компоненты перемены не затронут. В крайнем случае пройдут по касательной.

Вот и все на сегодня. Надеюсь, этот цикл статей был вам интересен. Далее в рубрике Auddiolab вас ждет много интересного. Оставайтесь с keddr. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

30 комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Нравится мне ваш энтузиазм по поводу MPC, Андрей, но никак не могу согласиться. Не будет это основным источником домашних систем ни при каких обстоятельствах. На все времена это останется уделом гиков, а параллельно производители будут допиливать универсальные источники более приемлемые для того пользователя, которому надо подключить систему и слушать (хотя современная Hi-Fi система и без того требует много настроек).

Хотите пример? Я варюсь в звуке уже много лет, работал на сведении, о том, как вся кухня устроена знаю на своей шкуре. На столе у меня компьютер с E-Mu 1616 на борту, к нему подключены студийные мониторы Adam A8X, а рядом висят Sennheiser 650 для души и Beyerdynamics DT770 Pro для точной работы. Вы думаете, я слушаю музыку с этого вот во всех отношениях прекрасного источника? Да ни разу!

Музыку я люблю слушать в кресле, расслабленно, со стаканом односолодового. Для этого у меня есть ЦАП/ресивер Pioneer SC-LX77, который работает на симметричную квадро-систему на основе Monitor Audio серии Gold. В качестве источников к нему подключены Blu-Ray с поддержкой SACD и DVD-Audio с нулевым джиттером и для чего попроще - Дюна с внешним диском на 2Тб. Есть еще в доме и NAS. А на даче, где все строилось по остаточному принципу, на полочники Wharfedale работает простенький Denon 2310. И менять вот это все на MPC не возникает никакого желания.

Причина проста - без плясок с бубном никакой MPC сейчас не умеет работать с DSD, MLP, DTS-HD или Dolby TrueHD. Это патентованные кодеки, они лицензируются. Умельцы заставляют компьютеры кушать такой формат но только с поточным декодированием в LPCM, что отдает некоторой шизофренией. Все эти открытые кодеки пока не дотягивают до аппаратных решений, зашитых в аппаратуру. И едва ли когда-то дотянут, потому что владельцы патентов не просто так их получали. Когда-то приблизятся по качеству, вероятно. Но чтобы превзойти - не верю. В Dolby и DTS сидят специалисты уровнем повыше, чем энтузиасты-программисты. Мне, например, не известен ни один из программных кодеков, который мог бы адекватно воспроизводить BD-Audio без поточного ресемплинга, который неизбежно портит звук - качественный ресемплер уровня Izotope RX в реальном времени работать даже и не пытается.

А конечному пользователю... ну они разные бывают, конечно. Но в большинстве своем они не будут перепаивать кроссоверы в уже хороших колонках, которые они покупают новыми за немалые деньги. И не будут колдовать с кривым софтом. Для этого можно пригласить специально обученного человека один раз, для настройки. После этого включить и наслаждаться звуком, а не подбирать параметры кодека в командной строке, пытаясь нащупать звук, который нравится.

2

вот начитаешься разных умных статей и заражаешься…
спасибо, ..увеличиваете армию)

3
Лиzергин?

Интересная статья, нооооо. Где вот мне взять записи малоизвестных групп в таком качестве? Например, австралийских Alchemist (редкого жанра techno-death,не путать с еще парой проектов с аналогичным названием), или еще какую экзотику, которую я люблю? Уж явно в тидале их не будет.

Автор4
Андрей Москалец

Да, некоторые не относящиеся к популярным жанры и коллективы действительно являются редкостью. Но увы, такова жизнь.

5
Лиzергин?

И вот представьте, как не повезло фанатам The Gerogerigegege. Уж им никаких хай-рес точно не светит. Советую почитать про группу эту, кстати) отрыв башки)

Автор6
Андрей Москалец

О hell! Этого я и боялся :). Ну только экспериментального japanoise-а в его самой эктремальной форме нам не хватало! :)))

7
Лиzергин?

А мне вот смелости и дурости хватило даже это послушать. Теперь я плохо сплю, и немного поседел.

Автор8
Андрей Москалец

Даже немного завидую белой завистью такой самоотверженности. "Все ради науки"? :)

9

В целом согласен, но мне, кажется, цифра уже захватила hi-fi и лично для меня внешний топовый цап от той же asus или мультимедиа плеер от oppo стал круче тех же виниловых проигрователей с головами за тыщу долларов. Жаль только стоит это все больших денег.

10

А вот лично я наблюдаю прямо таки противоположную картинку,
Мобильный хай-фай сегмент только росцветает.
Вот что было на рынке лет так 5 назад ?
Hifiman и рекордеры с модами.
А сейчас? Fiio, Ibaso, QLS, Cyan, Qstule, L&P, Astelд & Kern, и еще сто пиццот китайцев второго и третьего эшелона.
А все потому что появились многодрайверники и гибриды с человеческими ценами не уступающие монитором а значит появились и устройства которые "могут их играть".
Со смартфонами такой трюк не прокатит покаместь как минимум не будет нового поколения аккумуляторов, ибо топовый цап в обвязке прививочные нам 3000 мАч сьест за 6-8 часов на хай рес метериалах, а значит в составе смартфона - дай то бог на 4 часа жизни.

11

Заказные Jerry Harvey JH11 с нечеловеческой ценой играют у меня от Meizu Pro 5 10-12 часов. Что я делаю не так? Или вам обязательно подключать к телефону Beyer Pro на 250 Ом?
(с Sony PHA-3 играли примерно столько же)

Автор12
Андрей Москалец

Смартфоны уже сегодня способны спокойно воспроизводить hi-res аудио на протяжении 10-12 часов. Безусловно с выключенным экраном. Но сути дела это не меняет. Организация питания, равно как и применяемое железо, тут очень сильно отличается от того, что мы видим в классических плеерах. Энергоэффективность здесь играет не последнюю роль

13
Maxim Ilchuk

Нет у вас желаниявозможности раскрыть тему Hi-Fi на мобильной винде?

Автор14
Андрей Москалец

Там, увы, нечего раскрывать. Это та платформа, где качественного звука нет. И релиз Windows Phone 10 ничего не меняет.

15
Maxim Ilchuk

хотите сказать всё печаль беда и только "вконтактная" музыка?

Автор16
Андрей Москалец

В лучшем случае FLAC 16/44.1. И то - с кривым ресемплированием в 16/48. Ничего иного ожидать от WP не стоит

17
Nеmоv Sergei

Имхо... Мобильный HiFi это бред ну или блаж... Может это направление и будет развиваться, но я в нем смысла не вижу. Ну нет смысла идя по улице где полно машин, где трамваи гремят, скорые визжат, пытаться слушать неужатые записи... Внешние шумы мешают. А если наушники не пропускают внешние шумы то это тупо опасно для жизни... Ты переходишь через дорогу и не слышишь подъезжающюю машину... Ты уже инстенктивно привык ориентироваться на этот шум... Я это четко по себе знаю у меня наушники с шумодавом и я переходя улицу пара раз чуть под колеса не попал потому что не слышал как она едит.
А еще я по своему опыты знаю что мобильность и провода это взаимоисключающие вещи. То кто выбирает мобильность отказывается от проводов которые вечно цепляются, рвутся, ограничивают движение. Но если ты слушаешь неужатые записи то приходиться ходить с проводными наушниками, и это не только по тому что у блютуз есть свои ограничения по объему передаваемых данных, но и потому что в процессе безпроводной передачи происходят искажения, накладываются помехи, происходит дополнительная обработка звука туда сюда что сказывается на качестве и для ценителей HiFi блютуз это синоним пошлости и плохого вкуса.
Есть конечно своя область применения у "мобильного HiFi" как вот в моем случае, у меня много записей во Flac, а мобила моя и близко их не тянет, и чтоб не переконвертировать их я значит купил HiFiплеер, ну просто чтоб иметь возможность слушать музыку из своей колекции. Плюс у моего HiFi плеера есть дополнительные фишки его можно использовать типа как внешний ЦАП для ноутбука, это тоже как бы покрывает одну из потребностей относящихся к мобильному HiFi ведь в ноутбуках колонки пищалки и хороший аудио-чип редко когда пихают только когда это уж очень навореченое мультимедия или игровое решения. А благодаря внешней аудио-карте я к любому ноутбуку могу хорошие уши подключать и их потенциал будет раскрыт.
Но это чисто мои замарочки, как и в любом другом случае выбор индивидуален и его критерии доконца понятны только тому кто этот выбор делает. HiFi плеер это новая интересная приблуда но на улица слушать музыку проблемотично из-за посторонних шумов, а дома как правило есть уже более продвинуьые решения с большей производительностью, ведь "мобильность" накладывает свои ограничения ну как типа в случае с копмпьютером и ноутом... Хочешь мобильности смирись с тем что будет меньше мощности, меньше возможностей для подключения, меньше качества. И в этом я вижу основную проблему мобильного HiFi те кто стремятся к абсолютному звуку его не будут использовать из-за ограничений связаных с "мобильностью", те кто готов идти на компромиссы будут пользовать есще более компромиссные решения чем HiFi-плеер, теже смартфоны с блюпуп-ушами и стриминг-сервисы с высокобитрейдным МРЗ в качестве источника... Просто это удобно и для мобильного использования идеально подходит, ни надо ничем заморачиваться, просто иди и слушай.

Автор18
Андрей Москалец

Сергей, мы уже в курсе твоих воззрений. И любви к узкоспециализированным девайсам. Но увы, рынок диктует своё. И против лома нет приема. И смартфоны с серьезной аудионачинкой, ничем не уступающей специализированным гаджетам - уже реальность дня сегодняшнего. Софт в свою очередь начал допиливаться в правильном направлении. А для 99% меломанов - это верх мечтаний. Процесс уже пошел. И его не остановить.
Оспаривать твои суждения не буду. Ведь каждый выбирает по себе.

19
Nеmоv Sergei

Я не меломан, я только учусь, и пробую все до чего могу дотянуться... Например чтоб понять какие мне уши нужны я перепробывал более 30-ти моделей и еще с дюжину перепробывал после того как понял что мне надо чтоб найти среди этого типа наушников лучшие...
Тоже самое у меня с ноутбуками, планшетами, смартфонами, я постоянно пробую, использую, если не получается использовать как я хочу я эту приблуду продаю, если получается я выделяю для себя ее особенности и ищю что-то другое где эти особенности еще в больше степени будет раскрывать... Так я пришел к портативным HiFi плеерам... Я ими пользуюсь, но "перспектив" для массового рынке не вижу. И то что "рынок диктует" это просто тренд как... Вот та материнка от биостар на которой написалаи HiFi лишь бы наглядно объяснить почему цена стала выше, а реально там... Ну ты в курсе...

20

А попробуйте на уже выбранные уши сделать вкладыши по слепку вашей конкретной ушной раковины. Сразу многое изменится, поверьте. В идеале, конечно, Custom-наушники, но цена у них серьезно кусается, да и процесс заказа непростой.

21
nomadcomanche

Как думаете, Google Play Music и Apple Music предоставят в ближайшем будущем стриминг музыки более чем в 320Kbps mp3 и 256Kbps AAC?

Автор22
Андрей Москалец

Думаю нет. Вся инфраструктура и маркетинг у них уж слишком зависимы от lossy-форматов. А Apple к тому же будет крайне сложно обосновать пользователям iTunes необходимость повторной покупки контента. В ином качестве. Бесплатно же заменить AAC на ALAC - это точно не путь Apple.
Google же в свою очередь вообще никак не стремится на рынок Hi-Fi. Тут совершенно иное позиционирование. Потому локомотивами здесь будут только сервисы-стартапы. Никак не связанные с lossy-форматами исторически.

23
Максим

за много-много мертвых американских президентов - на 10 и на 100 долларах изображены люди, которые не были президентами США

24
Мойдоддр

главное, что на баксах их рожи не сплющило

25
Кременюк Семён

а может Москалец полтинниками расплачивается везде и других не видел?

Автор26
Андрей Москалец


Мэн, это зависть? :)

Автор27
Андрей Москалец

Фраза "за много мертвых отцов-основателей" вам бы грела душу? :)

28
Максим

за много мёртвых видных деятелей США - так лучше)

29
Максим

внение звуковые карты - явно имелось ввиду внешние

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Modal box

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: