Наверх
3 комментария 31/12/2015

ReaDDer#6. Шекли

ReaDDer#6. Шекли

За прошедший год в каждом из нас накопилась усталость. Умственная, физическая и душевная. Экономические потрясения, обилие источников информации (часто ненужной), попытки во всей этой зачастую независящей от нас напрямую каше двигаться дальше. Все это выматывает. И каждый из нас ищет свою отдушину. То занятие, которое позволит ему хоть на часок абстрагироваться от суеты. Для многих (и я не исключение) по крайней мере одним из таких “убежищ” является чтение. И сегодня мы поговорим о писателе, чье без преувеличений гигантское литературное наследие написано добрый, ироничным языком. Читая эти книги, невольно ловишь себя на мысли, что общаешься с кем-то из близких родственников. Его слова просты и понятны каждому. Но мысли, стоящие за ними – бездонно глубоки.

Родившийся в 1928 году Роберт с детства хотел стать писателем. И это тот редчайший случай, когда мечты совпадают с призванием. С малых лет зачитывающийся Хайнлайном, Катнером и Кольером, Шекли закономерно избрал для себя жанр научной (а иногда и не очень научной) фантастики. Но писательскую карьеру удалось начать не сразу. Вслед за вынужденной и почти сразу незадавшейся из-за постоянных конфликтов с начальством военной карьеры, начатой в качестве штабного писаря во время войны в Корее, Роберт поступил в Нью-Йоркский Университет. По окончании учебы Шекли, снова вынужденно, устраивается на металлургический завод! Согласись, весьма далекая от гуманитарных дисцеплин и уж тем более литературы деятельность.

Но мечта не забыта. И в 1951 году Шекли на окончательно забрасывает металлургию, переквалифицировавшись в профессионального писателя. Начальным этапом становления Шекли как писателя стали короткие фантастические рассказы. Соединив в них неординарность сюжета, катнеровский юмор и острую социальную составляющую произведений Хайнлайна, молодой автор добился заслуженного признания и успеха.

galaxy_periodics

Его произведения печатали практически все без исключения научно-фантастические журналы страны. А сам он сочинял и печатал их по несколько штук в неделю. Продуктивность и писательский талант помогли ему довольно быстро снискать популярность у читателей и признание у коллег. Уже в 1954 году, спустя всего 3 года после начала карьеры, Шекли получает награду “Лучший Дебют”, являющуюся наивысшим достижением для писателя-новычка на его поприще. Азимов и некоторые другие авторы в то время считали именно Роберта лучшим писателем того времени. Гений коротко рассказа, в котором за искрометным юмором и научно-фантастическими декорациями скриваются до сих пор вполне насущные социальные проблемы, он завершил декаду 50-х небывалым творческим подъемом.

51MZg3kFyOL._SX281_BO1,204,203,200_

Тенденция продолжилась и в первой половине 60-х. Отточив свой и без того великолепный слог, Шекли стал публиковать свои произведения в тот самом журнале “Playboy”, являвшемся на тот момент передовым изданием. А не просто глянцем с обнаженкой. В 50-60 годы, до массового перехода индустрии на ТВ-рельсы, именно печатная периодика являлась локомотивом массовой культуры. Но уже к середине 60-х клятый зомбоящик сделал свое дело. Техника стала столь доступной, что позволить себе телефизор смогла каждая семья в США. И с этого момента начался закат золотого века журнальной прозы. Редакции урезали тиражи. Гонорары авторов падали. А многие вообще уходили из бизнеса.

immortality_inc

Шекли, как писателя чьим излюбленным форматом был именно короткий рассказ, это затронуло как никого дугого. Но нельзя сказать, что обстоятельства застали Роберта врасплох. К тому моменту кроме нескольких сборников рассказов на книжком поприще успели выйти первые три романа. Ими стали “Корпорация “Бессмертие”” (1958), “Цивилизация Статуса” (1960) и пропитанные духом Холодной Войны и Карибского кризиса “Хождения Джоэниса” (1962).

freejack_posters

Первый из них получил в последствии целых две экранизации “по мотивам” – “Беглец”, в котором успел отметиться Мик Джаггер и вышедший в этом году “Self/less”.

Со 2-й половины 60-х Шекли, все еще продолжавший время от времени публиковать рассказы, переключается прежде всего на большой формат. Один за другим следуют “Обмен разумов” (1965) и “Измерение Чудес” (Dimension of Miracles 1968), издаваемое в СССР под названием “Координаты Чудес”.

mindswap

70-е обозначились помимо уже традиционных сборников рассказов двумя книгами: абсолютно алогичным и абсурдистским романом “Варианты Выбора” и наиболее выдающимся по моему мнению произведением Шекли – “Алхимический марьяж Элистера Кромптона”. Сюжет последнего нет смысла пересказывать. Эту книгу просто нужно в обязательном порядке прочесть каждому уважающему себя любителю научной фантастики и хорошей литературы в целом.

crompton

На волне приземленных и вдоволь накормленных голливудщиной 80-х Шекли запускает наименее ценный с литературной точки зрения цикл романов от “Охоте”. На мой взгляд попытки Роберта творить в абсолютно несвойственном для себя жанре не принесли ничего хорошего. И все книги данного опуса вполне спокойно можно пропустить. В 90-е Роберт, усвоив урок предыдущего десятилетия, выпускает целых два замечательных “троекнижия” – цикл о рыжем демоне-неудачнике по имени Аззи и продолжение стартовавшей еще в 1977-м году юмористической саги о детективе Хобе Дракониане.

С этого момента и до своей кончины в 2005-м году Шекли активно соавторствует с другими писателями-фантастами и даже успевает отметиться в литературном развитии вселенной Чужих. Как автор книги “Чужие: Урожай”.

alien-harvest_65013

Аполитичность, юмор и гуманизм, являющиеся визитной карточкой Шекли как писателя так и человека, позволили его книгам издаваться практически без цензуры и ограничений даже в СССР, где у писателя начиная с 60-х годов и до сегодняшнего дня сформировалась огромная армия поклонников. Популярность его книг на постсоветстком пространстве достигла таких масштабов, что в 2000-х Шекли всерьез рассматривал возможность переезда на черноморское побережье в качестве основного места жительства. Но увы, этим планам не суждено было сбыться. Нам же остается богатейшее литературное наследие одного из самых плодотворных писателей-фантастов XX века. Ознакомиться с его библиографией можно здесь.

Вот и все на сегодня. Желаю всем книголюбам множества приятных литературных открытий в наступающем 2016 году. Увидимся уже в нем. До скорого! :)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

"книголбам";)
С наступающим!

Автор2

Спасибо, поправил. С наступающим :)

3
Виктор Урушкин

Один из моих любимых писателей)

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Modal box

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: