У Apple уже вошло в привычку показывать новый iPhone и одновременно с ним презентовать новую фотофичу, которая выйдет “позже в этом году”. Так было и с портретным режимом, и с режимом повышенной чёткости Deep Fusion, и, наконец, с возможностью сохранять фотографии в формате ProRAW. По последней и пойдёт речь. Она уже доступна в iOS 14.3 Developer Beta, которая стоит на моём iPhone 12 Pro Max.
Прежде чем мы перейдём к самим фотографиям, вот небольшое введение для тех, кто не в курсе, что такое ProRAW и вообще “съемка в RAW”.
Когда мы фотографируем на цифровую камеру, вся информация о свете, попавшем на сенсор, обрабатывается и сохраняется во внутреннюю память (или на внешнюю карточку памяти). Чтобы изображений в память поместилось больше, информация о свете “сжимается” каким-нибудь алгоритмом, и в итоге сохраняется уже не “сырой” свет, а сжатый (чаще всего в формат JPG). Картинки JPG – классные: весят мало, открываются быстро и сохраняют ровно то, что мы сфотографировали. И вот тут появляется проблема – сфотографировали-то мы может быть и то, но вот видели мы совсем другое.
Получилось у нас небо засвеченное или земля затемнённая – всё, придётся жить с этим. Ошиблись с балансом белого – придётся страдать. Преимущества JPG оборачиваются недостатками – маленький файл, значит мало данных, значит ничего уже не восстановишь из пострадавших областей.
Вот если бы у нас был файл с сохранённым “сырым” светом – вот как камера поймала, вот так и записала – тогда был бы другой разговор. Мы бы не были ограничены ничем – только сенсором камеры. И формат такой есть – формат RAW (от англ. raw – сырой). Читается это “роу”, но часто говорят “рав”, а файлы в формате RAW называют “равки”.
Можно сказать, что JPG – это, например, стейк, шницель или котлета. Одно из другого уже не приготовишь, да и приготовить могут не так, как вам нравится. А RAW – это кусок сырого мяса, из которого можно приготовить что угодно и по рецепту, который нравится именно вам. Сравнение с мясными блюдами можно продолжить: стейк вам принесут, бери и ешь, а вот на сырое мясо нужно потратить время, да и вряд ли с первого раза получится, как у шеф-повара из любимого ресторана. Из-за того, что я почти всё снимаю в RAW (на фотоаппарат), готовые фотографии из отпуска я показываю через две-три недели после самого отпуска, потому что на обработку уходит много времени. Так что, подумайте, нужно ли оно вам.
Я использую RAW, когда снимаю именно на фотоаппарат. Это как страховка: если я ошибся с настройками при съемке, и вместо облаков я получил выбеленное небо – есть вероятность, что я смогу его восстановить при редактировании RAW-файла.
Но физику не обманешь. Если снимать солнце или любой другой прямой источник света, то чаще всего он сохранится как белое пятно. И никакой другой информации в файле RAW не будет – сколько б вы не понижали яркость – будет белое пятно. Это проблема номер раз.
Или другой пример: мы наоборот, снимаем тёмную (недоэкспонированную) фотографию, чтобы сохранить небо, но из-за этого земля у нас – чёрное пятно. И если мы поднимем яркость темных участков – внезапно может появиться шум. Он там всегда был, но его не было видно. Это как если выключить свет в комнате с беспорядком – выключил и вроде как нет его. Это проблема номер два.
Обе проблемы из-за того, что в обычных цифровых фотоаппаратах нет никаких Deep Fusion, HDR и прочих новомодных штук. Сфотографировал один кадр – получил один кадр.
iPhone, наоборот, умеет снимать кучу фотографий в секунду, причем с разными настройками. И он это начинает делать едва вы запустили приложение камеры. Снимает без перерыва и складывает себе в оперативную память. Как память заполняется, старые данные удаляются, и на их место приходят новые снимки – как очередь в магазине. Нажатие на кнопку спуска просто останавливает этот момент. Вся информация о кадре у смартфона уже есть, и он начинает клеить аппликации – вырезать удачные куски из одной фотографии и совмещать с удачными кусками другой: выбеленное небо – выкинуть, небо с облаками – оставить, чёрную землю – долой, светлую землю – оставить. Сверху еще deep fusion, чтоб всё было чётче, и готово. Получился отличный красивый JPG.
Но если мы сфотографируем на iPhone в RAW (это могут сторонние приложения, например, ProCam, Pro Camera или Halide) – магия пропадает. Потому что принцип RAW – это “сырой свет с матрицы – прямиком в файл”. И мы получаем те же проблемы, что и в больших фотоаппаратах.
Но постойте-ка. iPhone умеет снимать кучу фотографий с разными настройками? Да. И умеет склеивать удачные кусочки в одну фотографию? Да. Так почему бы нам не склеить удачные кусочки не в сжатом формате, а в “сыром”, с матрицы камеры?!
Вот так и получается ProRAW – технически это действительно “сырой свет с матрицы – прямиком в файл”. Просто этот свет – из разных файлов.
Меня сложно удивить, но тут я был, мягко говоря, поражён. Во-первых, все алгоритмы, которые раньше применялись только к JPG, работают и здесь. Вот, например, Deep Fusion во всей красе.
Ночной режим тоже здесь – поразительно, что это несжатый формат, с которым можно дальше работать.
Из “плоской” HDR-фотографии можно сделать жанровый снимок, где роль играют именно тени.
Либо наоборот, из обычной фотографии можно сделать HDR снимок (информации о свете теперь предостаточно): засветы можно сделать чуть темнее и вернуть детали на небе, а тени, напротив, можно сделать светлее. И в тенях не будет шума! Именно отсутствие шума – для меня главная победа.
Единственный режим, который не работает в ProRaw – это портреты. Это логично, потому что там технически участвуют две матрицы.
По своему опыту скажу, что RAW нужен в четырёх сценариях:
Если мне нужны качественные снимки – я обычно снимаю на большой фотоаппарат в RAW. Там больше сенсор, больше информации в RAW и он неплохо справляется с ночной фотографией (если не косячить с настройками, конечно).
До ProRAW я снимал на iPhone исключительно в JPG. Не было смысла отказываться от всех улучшайзеров ради того RAW, что предлагал сенсор iPhone 11 Pro. Но теперь я, пожалуй, перейду на ProRAW.
Немного советов напоследок
Если собрались покупать iPhone 12 Pro / Pro Max ради ProRAW, имейте в виду, что там где JPG занимает 3-5Мб, RAW-файл будет занимать 10-15Мб (Apple пишет, что до 25Мб!). Так что к выбору объема памяти подходите с умом.
Если у вас уже доступен ProRAW, то обратите внимание вот на эту настройку:
Если вы хотите, чтобы ProRAW был всегда в том же состоянии, как когда вы закрыли приложение камеры (включён или выключен), то нажмите этот переключатель.
Кроме того, если SmartHDR у вас был выключен в настройках, то он у вас отображался наверху в приложении камеры. Кнопка ProRaw его заменит, но не пугайтесь, сам HDR можно будет включить в настройках снизу.
Из приложений для работы с RAW могу посоветовать DarkRoom и RAW Power под iOS. Но пока что ни один RAW-редактор на iOS не приблизился к возможностями и удобству Capture One Pro для macOS и Windows. Даже Lightroom не умеет так деликатно править RAW, как Capture One. Но это уже другая история.
Бонус: Примеры RAW-файлов iPhone 11 Pro и ProRAW-файлов iPhone 12 Pro Max
Казалось бы, что мешает снять 3 dng с разной экспозицией с iPhone 11 и склеить в 12bit) Наверное религия.
Ви ще рахуєте мегабайти, в 2013 році застрягли? Я вже 3 роки нічого не рахую із КС та контрактним тарифом. Лте та Wi-Fi завжди увімкнений.
Да вот отключили уже этот тариф. Кажется, я был последним, кто его использовал ) Но было круто: не платить несколько сотен каждый месяц, а платить по 15 рублей только в те дни, когда интернет мне был действительно нужен. А нужен он бывает очень редко — дома wi-fi, на работе wi-fi, с друзьями — нафиг не нужен интернет.
Но проблема 113ти мегабайт не только в том, что трафик закончится, но и в том, что страница грузится вечность, текст скачет, выглядит некрасиво и всё такое. Взять картинку шириной в 1300 пикселей и вставить её в статью с шириной в 300 пикселей — не норм. Даже если бы это было сделано для поддержки 4к, даже там достаточно было бы картинки в 600 пикселей в ширину, и то было бы круто отдавать её только тем, кто реально заходит с экраном в 4к. В общем, со всех сторон плохо. Надо оптимизировать.
Ну если ты вдруг находишься за границей и используешь роуминг, то 113 мб – это очень много, особенно для такой статьи
113 мегабайт весит эта статья. И это при том, что я не кликнул ни по одной фотке. Надо что-то делать, у меня на телефоне недавно план был в 100 мегабайт в день. Мне 2 дня понадобилось бы, чтобы эту статью прочитать )
У них тут, после ухода Сени, вообще беда с вёрсткой, автоформатированием и с загрузкой.
Саня в этом вопросе профан. Ушёл в блогерство.
Иванову не хотят заплатить за UX/UI.
Короче: «- Набрали по объявлению.»
100 мб/день сейчас это смешно, разве что в мессенджере общаться вез картинок, ну нету у Кеддра cdn которая определит с чего-ты там сидишь и загрузит тебе пожатые картиночки, а поскольку статья всё же про фотографию людям интересно посмотреть на фото в исходном качестве
100 мегабайт достаточно для мессенджеров, карт и новостей, если только среди новостей нет вот такой вот контент-бомбы ) И для оптимизации фоток не нужен cdn, нужны картинки в разном качестве и медиа-выражения в теге . На худой конец — картинки в нормальном качестве под десктоп, при клике на которые будет открываться картинка в полном размере. Думаю, есть расширения под Вордпресс, которые это умеют.
И, опять таки, дело не только в трафике. На моём рабочем компьютере со средним корпоративным интернетом статья грузится 24 секунды. 24 СЕКУНДЫ. Это время, в течении которого я не могу видеть всех фоток, то есть, не могу насладиться статьёй. Зачем так делать?