Еще каких-то полтора года назад единственным гарантированным способом добиться Hi-Fi-звучания от своего Android-смартфона было использование внешнего портативного ЦАП-а. Он подключался посредством USB-OTG, занимал дополнительное место в сумке или кармане и периодически требовал подзарядки своего собственного аккумулятора. Давайте разберемся, остался ли этот способ безальтернативным и в сегодняшних реалиях?
Начиная с Android 4.0 поддержка USB-OTG стала повсеместной и не требовала более от пользователя танцев с бубном. С того самого момента стартовал настоящий “бутербродный бум”. Весьма часто у меломанов-портативщиков можно было наблюдать перетянутый специальными лентами-стяжками увесистый и зачастую не влезающий в карман даже самых широких штанин “сендвич”. А китайский бренд Fiio был рад стараться и обеспечивал их вожделенными железками в промышленных масштабах.
Суровые будни меломана образца 2014 года
Не оставалась в стороне и программная составляющая. Канонический аудиофильский плеер Neutron Music Player посредством нехитрых шаманств с настройками позволял превратить смартфон из полноценного источника в банальный транспорт, способный отправлять Hi-Res audio вплоть до 24/192 на внешний ЦАП по OTG. И хотя ущербность и тупиковость такого решения с точки зрения эргономики и банальной логики была очевидна, оно продолжало оставаться фактически безальтернативным для массового рынка.
Первый звоночек
Однако природа не терпит пустоты. Не терпит она и избыточных, громоздких и неудобных конструкций. Ведь все гениальное просто. Первые звоночки прозвенели одновременно с анонсом LG G2, который несмотря на отсутствие “полноценного” DAC-чипа программно поддерживал те самые 24/192 силенками стандартного плеера. Пьедестал под OTG-ЦАП-ами чуть заметно качнулся.
Это были пусть и закономерные, но все ещё цветочки. Помимо продолжателей линейки флагманских смартфонов от LG постепенно, но неумолимо стали появляться такие гаджеты, как Meizu MX4 Pro, где программная поддержка 24-битного аудио уже подкреплялась более чем солидным железом. Да, не все было гладко. Софтверная составляющая у китайского производителя изначально продолжала передискретизировать звук в 48 кГц. Но хоть не пыталась уменьшить разрядность квантования с 24 бит до 16. И на том спасибо.
Однако прогресс не стоял на месте. Постепенно программные недостатки устранялись обновлениями и патчами, а количество смартфонов с годным аудиожелезом неуклонно росло. К когорте аудиофильских гаджетов присоединились продукты Xiaomi в лице Mi Note. Не прошла мимо даже Alcatel, анонсировав 5,5″ версию своего флагмана Idol 3 с топовым чипом Asahi Industries.
“Лучше поздно, чем никогда” © Samsung
Слабая рябь превратилась в цунами. И осенью 2015 года докатилась наконец до единоличного лидера рынка Android-смартфонов – компании Samsung. У последней ранее была очень странная привычка – устанавливать в свои флагманские решения серий S и Note отличные ЦАП-ы от Wolfson, но при этом не снабжать их вообще никакой софтверной поддержкой. В итоге железо оставалось вещью в себе. И в лучшем случае ситуацию исправляли кастомные прошивки и моды. Ценой потери гарантии, разумеется. Однако лучше поздно, чем никогда. И для своих актуальных гаджетов гигант выпустил долгожданное обновление, несущее в себе в том числе и функцию под названием UHQ Upscaler. В чем же ее суть? А в том, что фича не только поддерживает Hi-Res Audio вплоть до 24/96 (увы, пока не 192), но и во включенном состоянии пытается “проапгрейдить” ваши MP3-файлы или FLAC 16/44.1 до тех самых 24/96. Что из этого выходит на практике, покажут тесты.
Так что же мы имеем в сухом остатке? Запущенный и набирающий обороты процесс обязательного включения качественного аудио в перечень функций уважающих себя современных флагманов. Уже сегодня рынок предлагает одновременно производительные и очень хорошо звучащие прямо “из коробки” решения, не требующие покупки дополнительного дорогого оборудования и ношения “бутерброда” в кармане пошитых на заказ специально для этого штанов :).
Уже в 2015 году внешний OTG-ЦАП утратил свое монопольное положение на рынке. Мир постепенно вступает в эпоху Hi-Fi-смартфонов. И нас как меломанов и как покупателей это не может не радовать. До скорого!
Скажите, Вы упомянули в статье lg g2, но ведь он идет с андроид 5.0 а Вы писали что она урезает на выходе до 16/44 так чё толку от этих возможностей? Или есть какой нибудь хитрый способ вывести на наушники 24/ 92 ? Может просто кастомную 6.0 или 7.0 поставить ? Там уже как я понял из другой Вашей статьи таких ограничений нет?
а что слышно про 32 разрядность при 768кГц? как в Chordе и заодно про потоковое DSD/DXD от 11,2МГц? что скажете о Sabre и Spartan-6? в какие плееры/смарты их будут ставить? а то Орро и Teac снабжают их начинкой под 6 кг электроники-неужели там дураки собрались?
Это все хорошо, но для подключения в авто , на aux качественного линейного выхода, а не сигнала для наушников, альтернативы цапу нет и не будет
Пока андроид не соизволят в свой микроусб линейный выход распаять
Доброго времени суток. В статье упоминалось, что Neutron Music Player позволяет превратить смартфон из полноценного источника в банальный транспорт, способный отправлять Hi-Res audio вплоть до 24/192 на внешний ЦАП по OTG. Собственно вопрос как это сделать или укажите пожалуйста направление, где можно посмотреть ?
А ты установи его и покапайся в настройках. Там в меню у него есть “аудиоустройство” там можно разрешить доступ данному приложению напрямую к устройству юсб (к цапу через отг), можно выбрать частоту дикретизации и еще много чего, сходу не скажу
Dionis,спасибо большое Вам за ответ. Теперь понял.
ЦАПы это конечно оч. хорошо…Но после преобразования звука в аналоговую форму его нужно ещё корректно усилить и как раз этим железом набиты корпуса самых дорогих СД и СА СД плееров которые и дают действительно хороший звук. Причём компоненты предуселителей не карманного размера точно…Как интересно Смартфоны или плееры обойдутся без этого? И зачем тогда стационарная аппаратура любопытно узнать?
Успех! SGS6, как более менее годный плеер снова в деле!
Андрей, меня раздирают чувства и противоречия с того момента, как я случайно напал на ваши статьи. Я бы спел вам дифирамбы, обладай голосом. Увидеть в сети человека, настолько преданного своему хобби и обладающего прекрасно структурированным, грамотным и аргументированным письмом = большая редкость. Чувствуется КПИ. Спасибо за ликбез, идущий искренне.
О себе. Музыку слушаю нечасто. Музыка разная – в зависимости, что зацепит. Образовывают меня – радио Аристократы. Предложенный вами формат: смартфон + вушники – мой. Есть непреодолимое желание услышать замысел композиторов в соответствующем исполнении. Заказал смартфон (еще в пути), почитал описание, нашел там 3 буквы DAC и понеслось… Теперь стадия – addicted.
Почитал вас – продал почку и купил вушники. Ищу парный орган в обмен на карту памяти. Думаю таки сохранить один орган – установить MyPlayer++. Скачивал .flac материал 24/192 и стопорнулся из-за качества – не знаю, проглотит мой DAC чип его или пожует и выплюнет испорченным. Т.е. а нужно ли такое качество? Может быть эта вся DAC инфа – чистый маркетинг? и т.д.
Пытался узнать модель чипа – 0 (служба поддержки, xda etc.) Возможно, через вас проходила инфа? Аппарат HTC One A9. Спасибо.
Вы не одиноки в поисках :)
Я пришел к выводу, что раз тайваньцы не афишируют модель ЦАПа – гордиться там нечем. И в лучшем случае аудио обрабатывается напрямую снапдрагоновским DSP. Как там его… Hexagon DSP. Кстати, не менее загадочный зверь. Проштудировав их сайт осмелюсь предположить что этот хексагон один на всех, и можно рассчитывать на качество а-ля как в 810м.
Спасибо.
Печаль… Хоть перестану терзаться зато))
Ну вот опять… Этот же чип стоит и в 4.7!! Не нужно постоянно выделять модель с 5.5 дисплеем!
Добрый день, Андрей. Хотел задать вопрос про хранение Hi-res audio на смартфоне, все-таки мне не совсем понятно как строить hi-fi эко систему на смартфоне если на смартфон даже с топовой картой памяти на 128GB, влезет не так много музыки?
И второе, что скажете про Meizu Pro 5, годен ли он для для прослушивания Hi-Fi Audio?
Я не Андрей, но отвечу как обычный потребитель. Meizu Pro 5 на сегодняшний момент лучший смартфон в плане усилительной части, то есть громкости будет хватать практически с любыми наушниками, на что к сожалению не способны большинство смартфонов привычных нам фирм.
Лучший, это Boost 3. Pro 5 не особо лучше про 4. А на хаурез забей. Все равно 24/192 в 90% это либо апсемплинг, либо скан с винила.
В 90% легальных случаев на сегодняшний деньэто – конвертированный во FLAC студийный DSD. Не нужно рассуждать категориями пиратства.
Что-то я особо не видел легальную музыку 50-х-80-х в хай резе
SACD как бы намекают…
А при чем здесь громкость?
Я имел ввиду на сколько наличие процессора Exynos в Pro 5 влияет на возможность проигрывания Hi-res, ведь я так понимаю что если производители изначально не предусмотрели данного момента, то никакими прошивками уже не поправить ситуацию на данном процессоре?
При том, что подключая условные HD 558 к Гэлекси S3, смартфону мягко говоря ее не хватает, а к примеру подключая к условному “реалтеку” на материнке уже все в порядке, с Мейзу так же. Так, что громкость, а если правильнее выражаться, то мощность играет очень важную роль, а затычки никак не замена полноразмерным наушникам.
Москалец конечно пишет интересно, но вот незадача, 90% людей не смогут отличить этот так называемый Hi-Res от MP3 320. По себе скажу, что при условиях полной тишины, хорошей звуковой карты и приличных наушников, начиная примерно от Sennheiser HD558 отличить lossless от форматов с потерями можно, но все, что “выше” 16/44 можно выкидывать из медиатеки, так как это уже за пределами человеческого слуха. Особо забавляет упор автора на прослушивания Hi-Res на смартфонах, у которых функция воспроизведения музыки является по сути вторичной. Да, существуют модели обладающие достаточно хорошим звуком, но опять же lossless 16/44 им за глаза!
Помню автор хвалил плеер Sony A-15, так вот имел я счастье послушать данный аппаратик, играет на уровне Гэлекси S3 (который “дуос” без выделенного чипа). Если человек действительно хочет получить качественный портативный звук, тогда придется купить соответствующий плеер Fiio X3, X5, IBasso DX50, DX90. Вот там уже звук сопоставим со стационаром, но опять же, заметно это только на полноразмерных, высокоомных наушниках. Удел смартфона прослушивание музыки в дороге с затычками или низкоомными накладными наушниками, но это совершенно не значит, что звук смартфона обязательно плохой, просто есть элементарный предел в силу конструктива, так как помимо воспроизведения музыки он еще должен выполнять кучу функций. Да и в силу габаритов корпуса приличную усилительную часть туда не воткнешь. Так, что вся эта “гонка за возможностью воспроизведения Hi-Res на смартфоне имени Москальца”, не более, чем утопия!
согласен полностью, кроме того я уже успел попользоваться мобильным HiFiплеером в паре с хорошими ушами… и от всего этого отказался в пользу блютуз ушей и обычного смартфона… просто по тому что удобство пользование блютуз ушей для меня в большем приоритете чем качесвтво звука получаемого с мобильного устройства… провода это отстой…
Кому как, меня, например провод устраивает) Но это не повод для спора) Я вот честно говоря уже давно читаю данного автора и вот не сдержался. Зачем вводить людей в заблуждение, чуть ли не через каждое слово упоминая Hi-Res. Когда можно просто перечислить список смартфонов дающих неплохой звук. Но тут я думаю и так далеко за ответом ходить не надо, Это Самсунги на Эксиносе и Снапдрагоне, флагманы и мини-флагманы LG, HTC серии “One”, Мейзу серии “Про” само собой, у них лучшая усилительная часть. Было бы интересно узнать малоизвестные бренды, способные выдавать приличный звук через наушники, а не слушать через каждое слово Hi-Res.
Внешний ЦАП с усилителем можно использовать не только со смартфоном но и с ноутбуком… Это явное преймущество… Я например так FiiO X3 часто использую… Когда надо он легко превращается в внешнюю аудиокарту…
Так же к преймуществам несомненно относится более мощное железо чем встроенные в смартфоны решения… То что он стоит дешевле чем покупать новый другой смартфон… И то что вы не ограничены в выборе из 5-7 моделей что есть на рынке с встроенным ЦАП а можете до стандартов HiFi подтянуть практически любой смартфон…
Недостатки… Если пользовать в паре со смартфоном (особенно “бутербродиком”) то мобильность смартфона сильно страдает, увеличиваются размеры, вес, а стяжки мещают привычной работе со смартфоном. Ну и конечно то что устройство надо отдельно заряжать и следить за зарядом батареи это минус.
Вообщем внешние ЦАП это удел энтузиастов… хотя есть и такие потребители которые покупают его просто чтоб наушники играли громче
А над кем доминировали OTG цап/усилители?
Кэп: над стоковыми встроенными в смартфоны аудио-железками и софтом:)
Ну, во внешний ЦАП/усь гораздо легче запихнуть хорошую аудио начинку. Физику все таки не обманешь=) Хотя устройства далеко не для всех конечно:)
Примерно так же думали советские инженеры-микроэлектронщики. А потом смотрели на продукты японских коллег и кусали локти.
Т.е. повышение разрядности не меняет звуковую картину и убирает шумы, так? Несмотря на изменения в версии 3.55 Aimp все еще далек от foobar2000? Также имеются треки VinylRip24bit96kHz и выше, для их воспроизведения и нужен SoX Resampler? Но в качестве компонента для foobar2000 я его на их сайте не нашел. Где взять? Нужны ли еще какие-то настройки для проигрывания треков VinylRip24bit96kHz кроме указанных настроек asio?
Оно способно не менять звуковую картину и убирать шумы только(!) при условии, что ресемплер, за это отвечает действительно качественный программный ресемплер. Как минимум SoX. В том же случае, когда за это берется что-либо хуже, результатом становится люьая отсебятина и треш вместо hi-fi.
Да, aimp все еще очень далеко от foobar по качеству звука. Единственным серьезным конкуретном последнего можно считать JPLAY.
Скачать SoX для foobar можно здесь: https://drive.google.com/file/d/0Bwkz8ekor75nTk9xV2s0SHFBNXc/view?usp=sharing
Рипы винила – это только нижняя планка FLAC 24/96 и ориентироваться на эту зачастую кустарную категорию не нужно. Эталоном являются FLAC 24/96 и выше, полученные при прямом конвертировании студийных DSD-записей. Или SACD-дисков. Гугл в помощь.
Спасибо за разъяснения. Про винил рипы согласен, но как говорится на безрыбье… Да и гугл зачастую выдает вместо хотя бы flac 16/44.1 нечто кустарное, не говоря уже про FLAC 24/96 и выше.
archive.org как бы намекает… :)
Там многой музыки нет.
Там есть далеко не вся музыка, да и тех же led Zappeln например, я, кроме как сканов, с винила не видел.
Ищите sacd дирижаблей. Они есть. Dsd по своей сути превосходит flac.
именно отсутствие Idol 3 обеих модификаций в украинской рознице является наиболее существенным критерием, по которому этот безусловно весьма интересный гаджет пока что остается за бортом. Возможно мои руки дойдут и до него. Но обещать ничего, как говорится, не могу. Благодарю за интерес к теме :)
Здравствуйте, Андрей! Может не по теме, но всеже… В статье “Hi-Fi PC 2015: не все output-ы одинаково полезны” вы указали в настройках asio частоту квантования 24 bit, но существует достаточно много материала в 16/44.1, естественно речь о flac. Он тоже должен звучать на этих настройках? И почему? Звуковая карта используется Asus Xonar Essence STX, но я слушаю через Aimp 3.55. Будет ли статья посвященная связке компьютер/наушники? И как вы относитесь к верхней линейке sennheiser hd 600, hd650…?
приветствую.
При воспроизведении с разрядностью (не частотой!) квантования 24 bit и частотой 96 кГц происходит то, что называется oversampling-ом. Повышающее ресемплирование посредством качественных ресемплеров, к примеру SoX Resampler (доступен в качестве компонента для foobar2000), позволяет достоверно отыгрывать и 16/44.1. При чем количество искажений и шумов в слышимом спектре снижается!
Aimp – это не тот плеер, посредством которого следует слушать качественную музыку в хорошем качестве. При всех своих достоинствах из-за отсутствия SoX или сопоставимых по качеству ресемплеров он не способен качественно декодировать 24/96 и выше.
Компьютер+наушники скорее всего будет.
HD600 и так далее – вполне достойная линейка.
Ждем UHQ Upscaler
А пока…
Эм… Poweramp? Really? :(
Он вносит какие-то искажения? Я думал, что если по OTG, то передается исключительно цифра
Дело в том, что несмотря на поддержку USB-OTG, стоковый Android и все плееры кроме Neutron на текущий момент не умеют работать даже как транспорт без принудительной передискретизации понижающей. ТАк что в итоге у вас получается не Linear-Out по OTG, а уже передискретизированное в 16/48 аудио. Только Neutron с соответствующими включенными настройками позволяет передавать 24/96 и выше без “переделок” на ЦАП. По крайней мере такой ситуация оставалась до лета 2015 года включительно. Возможно сейчас какие-то изменения и произошли. Но мне об этом не известно.
Оки, пасиб, попробую
Будет интересно узнать ваше итоговое мнение. Поэкспериментируйте с настройками в Neutron. Очень может статья, что никакой другой плеер вам не будет после этого интересен.
Да я слушаю в основном с компа через оптику на этот Fiio и foobar. А это я так, изредка балуюсь ))
К стати, о S/PDIF vs USB скоро будет материал :)
Андрей, спасибо за серию статей про звук! Давно этого ждали на кеддре.
У меня вопрос: насколько встроенный цап поможет для звука по Bluetooth? Заказал MX4 Pro и задумался о беспроводных наушниках, но оказалось что китайские компании не используют кодек aptx (возможно из-за дорого лицензирования), а это единственный прогресс, насколько я знаю, в области хорошего звука без проводов.
Приветствую. По факту – ни на сколько.
Bluetooth, за крайне редким исключением, – полностью цифровой протокол передачи данных. А это значит, что за преобразование аудио из цифрового вида в собственно аналоговый звуковой сигнал отвечает не смартфон и не его цап, а начинка воспроизводящего устройства. То есть гарнитуры там, или колонки. А их встроенное железо зачастую не выдерживает никакой критики, если подходить к вопросу с точки зрения Hi-Fi. AptX действительно кое-как выправляет ситуацию. Но даже в этом случае Flac 16/44 only. Забудьте о Hi-Res Audio. В теории существует стандартизированная спецификация aptX lossless, позволяющая говорить уже о FLAC 24/96. Но только в теории. На практике устройств с поддерживающим такой стандарт железом еще никто никогда не видел.
Иная ситуация в лагере AirPlay. Но гарнитур с его применением практически нет.
А что насчет кодека LDAC? Вроде телефоны и наушники Sony его поддерживают
А ничего. во-первых, это только смартфоны и наушники sony. А во-вторых они сами уже перестали говорить об этой технологии как о рыночном преимуществе.
Вещь в себе. Как и “тот самый” формат Memory Stick от Sony :)
Андрей, т.е. по сути, на данный момент нельзя назвать ни единой синезубой гарнитуры (хотя бы известной тебе), которая сейчас выдавала честный FLAC 24/96? Или пока все что можно получить, это лишь с проводами?
Фактически, симнезуб на данный момент с точки зрения “хардкорного” Hi-Fi действительно не представляет из себя ничего интересного. Комфортное звучание получить, разумеется, можно. А-ля фоновое музыкальное сопровождение. Но не более.
Hi-Res Audio без всяческих шаманств с передискретизацией и непонятного происхождения ресемплерами – только провода. Увы.
Есть конечно еще AirPlay… Но это Apple и это в 99.9% случаев – беспроводная акустика. Но никак не гарнитуры.
Ну, о чем и речь ((( Жаль. Уверен, многие (включая меня) уже плотно сидят на беспроводном звуке, т.к. это в первую очередь крайне удобно. Понятное дело, жертвуя при этом качеством звука (даже в случае, если аппарат в состоянии выдавать хайрез).
ну давайте начнем с того, что те, кто выбирает смартфон исходя из его музыкальных возможностей, стараются вникнуть в то, как же этот потенциал максимально реализовать не практике. Потому среди тех, кто осознанно(!) выбирает аппарат, ставя во главу угла в том числе и Hi-Res Audio/Hi-Fi, процентная доля пользователей синезубых гарнитур крайне мала. С другой стороны, действительно, большиство пока что(!) обращает внимание на мобильный звук лишь во вторую, если не в третью очередь. В основном из-за того, что по привычке еще не воспринимает смартфоны как достойный уважения источник в составе портативного аудио. Вот именно такое положение дел и я стараюсь потихоньку менять.
Но есть еще какой-то процент юзеров, которые комбинируют устройства в зависимости от условий жизни и текущих ситуаций. Не скрою, в подавляющем большинстве случаев я использую связку гарнитура+наушники (затычки), качественные, но выдающие сами понимаете что. Но если я хочу в кайф насладиться звуком, я беру свои массивные баер-динамики и получаю реальный кайф … но это как правило от случая к случаю. В идеале, хотелось бы конечно получить действительно мобильный звук с максимальным соотношением качество/удобство.
Желание вполне разумное. И не могу сказать, что неосуществимое. Т.к. максимальная мобильность является одним из важнейших критериев, то рекомендую обратить внимание на “арматуру”. В том числе и многодрайверную. Но именно “арматуру”, а не “гибриды” якорь+динамика. Вполне может статься, что именно среди “якорных” затычек вы найдете то звучание, которым останетесь довольны. Да, не беспроводное решение конечно. Но и не over-ear лопухи в то же время.
ув. Андрей, а как же уши от Sony MDR-1RBT? в связке с myplayer++ (lg g3). Ведь данная модель позиционируется как hi-res.
Данная модель позиционируетя как поддерживающая Hi-Res только(!) при условии подключения по кабелю. Идущему в комплекте. То есть в обычном проводном режиме.
Про многодрайверы я бы поспорил :-) Сам, например, пробовал пару топовых моделей от Шур, Вестон, UE, JH, Klipsch. Но по факту любимыми остаются однодрайверники (Етимотик 4, Клипш Х10). Кстати, они очень хорошо звучат даже от телефонов.
Многодрайверные считаю просто штучкой “на любителя”, т.к. ровной частоткой среди них обладают единицы.
Так, UHQ у самсунга и по бт должен работать (Note 5 + LEVEL уши):
http://www.samsung.com/ae/support/skp/faq/1087537
Also supported over the air(BT) without any loss (should support UHQ-BT codec).
Но тут нужно проверять, что и куда оно апскейлит.