Когда Стив Джобс представлял iPad 2, он дал ему совершенно новое направление в развитии. Именно на этой презентации показали GarageBand, который до этого был только на компьютерах. Благодаря сенсорности iPad перестал быть гаджетом только для потребления информации, теперь на нем стало возможным творить.
Сегодня iPad используется в любительской и профессиональной музыкальных сферах всесторонне: начиная от настройки звука в зале, игры на самом iPad и заканчивая полноценными записью и сведением целых альбомов. Справедливости ради, до GarageBand были музыкальные приложения, те же барабаны, но их зачастую использовали в развлекательных целях, GB для многих привнес возможность создавать все в одном приложении.
Равным образом я могу рассказывать и про iPhone, но смартфон больше подходит в этом плане как блокнот. Ну? типа пришла идея – быстро записал, может? накидал ритм. К примеру, с лидером группы UNITED Joel Houston пару лет назад случилась занимательная история. На него напали и потребовали iPhone, но на нем были сотни заготовок и идей в блокноте и на диктофоне, и он договорился с грабителями, что он им просто даст деньги за iPhone. А вот у Kirk Hammett, гитариста группы Metallica, вместе с iPhone украли 250 партий для нового студийного альбома. Я, к примеру, однажды использовал iPhone для создания демки, когда на пианино наиграл прикольный мотивчик. Вот тут рассказываю про этот случай, а вот и сама демка:
Есть даже энтузиасты, которые на iPhone умудряются целые альбомы записывать, тут я писал про таких, но это все делается ради имиджа и забавы, так как iPhone совсем не удобен для какой-либо серьезной музыкальной деятельности. Чего не скажешь про iPad – для него выпущено множество музыкальных приложений от ведущих производителей в индустрии, к примеру Korg, Yamaha и Moog. Да, софт этот, если сравнивать с обычными приложениями и играми, совсем не дешевый, средний ценник приложения – 20-30 баксов, но такие программы и не предназначены для широких масс. Да, купить их может каждый, но в реальности покупают только те, кто в них разбирается и будет использовать. К примеру, если GarageBand – это только самые базовые возможности для творчества, то в Cubasis от Steinberg есть все для того, чтобы записать аудиоальбом любого уровня сложности. Вот небольшой ролик по этому поводу:
Вот первый пример, когда iPad mini 2 стал полноценной студией для записи и сведения трека. Ella Joy Meir записала песню, используя барабаны, бас-гитару, гитару и клавиши, после чего все это было сведено на iPad. Тут описан весь процесс со всеми подробностями. Вот что получилось:
Gorillaz записали целый альбом, используя только iPad – The Fall. 14 треков были созданы во время осеннего тура, а Damon Albarn, автор большинства песен группы, сказал, что просто-таки влюбился в iPad. Послушать альбом можно на официальном сайте группы, там же можно просмотреть и список использованных приложений.
Инди-бенд Ultramods записали альбом, используя только GarageBand на iPad. Это вообще самый простой и доступный способ творить, как по мне! Один из участников дуета, Sparber, говорит, что еще несколько лет назад создание альбома обходилось по крайней мере в несколько тысяч долларов, а сейчас все это можно сделать, купив iPad за 500 баксов, и GarageBand – за $5.
Кроме записи и сведения, при помощи iPad можно настраивать команду прямо в зале. Да, обычный микшерный пульт никуда не делся, но есть две проблемы: пульт стоит стационарно в одном месте, а звукорежиссеру необходимо настраивать звук и в зале, и в мониторах у музыкантов. Поэтому ведущие производители музыкального оборудования (например, Yamaha) выпускают приложения для iPad, при помощи которых можно удаленно управлять пультом. Мы это используем по следующему сценарию: звукореж за пультом настраивает исключительно общий звук в зале, а второй с iPad ходит по сцене и коммуницирует с музыкантами, настраивая звук в персональных мониторах. А после общей настройки основной звукореж берет iPad и во время игры ходит по залу, чтобы послушать и настроить звук в разных его частях.
[one_half]Точно о таком же использовании рассказывает и Charlie Pilzer. Он говорит, что временами приходится покидать продвинутую студию и работать “живьем”. Так, на Golden Festival он со своим партнером Alison Goessling настраивали звук, используя iPad. Основным пультом был Behringer X32, вспомогательным – оригинальное приложение для iPad – X32-Mix.[/one_half][one_half_last][/one_half_last]
Ну, и, конечно, iPad все чаще встречается на сцене в качестве синтезатора. После выхода таких приложений, как iMS-20, iPolysix и других от KORG, Animoog от Moog и других, качество звуков стало на высоком уровне. Конечно, играть при помощи iPad на пианино, гитарах и других настоящих инструментах – это просто фан и баловство, но синты с продвинутыми арпеджиаторами – это то, в чем iPad показывает себя прекрасно. Я всегда подключаю вторую клавиатуру к iPad и использую звуки с него. Хотя мы на днях таки подурачились и сняли небольшой ролик, где я играю на сенсорных барабанах, а мой друг Саша Селезнев – на настоящих:
Основная прелесть в том, что раньше для записи альбома необходимо было сделать намного больше, и стоило это дороже. И понятно, что такой тип студии еще долго никуда не исчезнет, так как iPad – это НЕпрофессиональный инструмент для звукозаписи. Но теперь, используя всего лишь один гаджет, вы можете записывать качественные демки и даже треки, а при большем желании – к iPad можно подключить любой инструмент по USB/MIDI. Все, что связано с работой со звуком, – это огромный отрыв iOS от Android в мобильном мире, и я уже не раз говорил, что откровенно не понимаю, почему Google игнорируют эту нишу. Apple, к слову, пользуется музыкальными возможностями своих iOS-устройств и в рекламных целях, что очень верно.
Александр, как называется приложения с барабанами на котором вы дурачились в видео?
Илья, Drums XD