Современная концепция устройства смартфона придерживается идеи упрощения: упрощения взаимодействия с системой, упрощения внешнего вида, упрощения жизни пользователя посредством возможности решения большинства бытовых задач.
Меняется всё. И даже несмотря на универсальность дизайна новых смартфонов, производителям, акцентирующим внимание на мелочах, удается убедить покупателя в революционности именно своего решения.
Банальный пример: изменение положения линий на корпусе или незначительное уменьшение толщины устройства в ущерб функциональности.
Подобные трансформации благодаря стараниям маркетологов уже давно воспринимаются как улучшение. Но достаточно рационального подхода, чтобы понять: устройство современного смартфона имеет множество недостатков. Один из наиболее существенных — отсутствие возможности модернизации девайса.
Вернемся немного в прошлое и обратимся к персональному компьютеру. С его уменьшением у пользователя появился ряд преимуществ. Переломным моментом стала возможность самостоятельной сборки, а следовательно, и апгрейда.
Замена процессора без замены материнской платы или замена дискретной видеокарты, встроенной не в ЦП, а в материнку — когда-то и это считалось обыденностью. Но вскоре к производителям пришло понимание, что подобное положение вещей лишает их дополнительного заработка. Ведь несовместимость некоторых комплектующих позволяет повысить количество проданных товаров в несколько раз.
Что касается мобильных решений, а именно смартфонов/планшетов, с их развитием вопрос модульности всё дальше отходил на задний план.
Однако с популяризацией краудфандинга тема снова обрела актуальность. Это стало мотивацией для производителей, а уже в 2011 г. Google приобрела патенты у компании Modu, которая, к слову, была первопроходцем, выпустив первое серийное устройство в этой нише. Через два года Дэйв Хаккен, изобретатель из Нидерландов, изложит свое виденье модульного смартфона под названием Phonebloks.
В том же году он присоединится к команде мобильного подразделения Motorola, которое вскоре приобретет Google. Вместе они продолжат работу над Project Ara, которому предрекали стать революцией в мире мобильных устройств.
В одной из статей, посвященной вопросу будущего модульных смартфонов, я написал:
Project Ara — это еще один многострадальный проект. Его хоронили и воскрешали, он бесследно исчезал, потом опять возвращался, и так по кругу. И вот на Google I/O 2016 он снова дал о себе знать. Но в совершенно другом виде. Изменились команда, идеи, концепция устройства.
К сожалению, на днях в сети появилась информация, что работа над проектом снова прекращена. Я до последнего надеялся, что новость так и останется на уровне слухов, но все сомнения развеялись, когда об этом событии написало несколько авторитетных ресурсов.
В интервью VentureBeat один из представителей компании подтвердил закрытие проекта, не объяснив причину такого решения.
Однако новостное агентство Reuters, ссылаясь на собственные источники, называет в качестве главной причины: «потребность оптимизации подразделения по разработке аппаратного обеспечения.»
Концепция модульного устройства вызывает ряд вопросов, среди которых наиболее популярны следующие:
Впрочем, на конференции I/O 2016 технический руководитель проекта Рафа Камаго (Rafa Camargo) продемонстрировал действующий прототип модульного смартфона, что стало своеобразным ответом на большинство вопросов.
Также компания планировала разработать открытую платформу, предоставив необходимую информацию и API сторонним разработчикам, тем самым решив проблему малой популярности модульных аксессуаров.
Как отмечают многие эксперты, главной проблемой устройств подобного класса остается их узкая направленность. Ведь большинство покупателей — это вовсе не гики, соответственно, такой категории покупателей не нужна возможность апгрейда смартфона. Для них куда проще купить новый аппарат.
Несмотря на отсутствие спроса и финансовые риски, некоторые А-бренды пробуют экспериментировать с модульностью. Как пример могу привести Lenovo — Moto Z и последний флагман компании LG — G5. Оба устройства имеют разное виденье реализации модульной системы, но ни одно из них так и не сыскало широкой популярности среди масс.
Так что мечты о полноценном смартфоне-конструкторе откладываются на неопределенный срок. Хорошо это или плохо — решать вам. А я с нетерпением буду ждать возвращение уже ставшего легендарным проекта.
Мне кажется, зря они его хоронят. Им просто нужно было изменить форм-фактор. Например тот же носимый модульный браслет, или модули для профессионалов по программе BYOD – камеры, инструменты, физические криптоключи и пропуска, интерфейсы, датчики.
Это ж можно столько разномастного хлама с рынка вытеснить.
Проект был обречен на провал еще при зачатии.
Как говорила моя бабушка: “Вершили, вершили… и говном завершили”. Даже лоху было понятно изначально, что это никогда не будет успешно воплощено в коммерческом массовом рынке. Но, видимо, остолопы не наигрались в детстве в Lego, плюс бабки и время девать некуда.
Какой вы скучный. Здорово, что они взялись за то, во что никто не верил, круто, что применяли уникальные решения (магнитные пристёжки и т.д.), заставили индустрию думать в новом направлении (новые Моторолы, LG G5, несколько менее известных концептов). Плохо, что закончилось ничем. Тут не нужно кричать “мы же говорили”, тут нужно ждать, когда они в следующий раз пойдут против скептиков с новым сумасшедшим проектом, и надеяться, что в следующий раз скептики будут не правы.