Моя история началась с самого начала моей сознательной жизни, и сразу с hi-fi системы, пусть и советской.
Когда я ещё ходил в детский сад, папа купил/собрал очень дорогую по тем временам, советскую hi-fi систему (приблизительно 2000 советских рублей) состояла она из:
Мама рассказывала, что по словам папы, маяков 001 тогда в городе было всего несколько штук, и что у него была стеклоферритовая головка. Такая кстати, продается сейчас на olx за 150 у.е.
Я помню, что к магнитофону прилагался дистанционный пульт и это в конце 80-х, и ещё помню очень качественные импортные бобины и такие же качественные коробки к ним.
Но главное, я помню звук. Звук был лёгким и натуральным. Басы настоящие, не цифровые как сейчас. Из прослушиваемой музыки хорошо запомнилась группа Кино и её альбом группа крови. Я и сейчас, включив Цоя, вспомню тот честный звук. Такое впечатление, что он остался в моей крови.
Вместо маяка 001, папа как-то привёз компьютер spectrum и магнитофон маяк 233 для загрузки на него игр со стандартных мини кассет, через аудиовыход.
В то время я слушал только противные звуки загрузки игр и саундтреки к играм.
Кстати, тогда интернета не было, но игры, оказывается, передавали по воздуху. Цитирую рассказ и сети:
«1989 год, Ярославская область, на чердаке деревенского дома простой советский радиолюбитель в обнимку с Р-250М2 ловит и пишет магнитофоном «Яуза» на кассету передачу от некоего простого советского радиолюбителя из Москвы. Передача — невразумительный набор скрипов и пищания длиной где-то с час. По окончании записи простой советский радиолюбитель отключает «Яузу» от трансивера, подключает её к польской копии ZX Spectrum и после непродолжительной возни с подстройкой садится играть в The Sentinel, не забыв поблагодарить коллегу и отключиться.
Вот так вот за десять лет до Wi-Fi и за двадцать до 3G в Cоветском Cоюзе осуществляли беспроводную передачу данных.»
Усилитель бриг забрал сосед за починку поломавшегося маяка 233 и отдал на замену простой усилитель амфитон.
В то время выстрелил mr. President, и мне купили мою первую кассету с негром и двумя девченками на обложке.
Звук пиратской записи на ухудшенной системе был густым и мыльным, но я думал, что так и должна звучать современная иностранная музыка, заметив,что раньше Цой звучал так, как буд-то я, на его живом выступлении перед сценой, а mr.President, как-то отдалённо, не живо.
Моя мама – учитель начальных классов. У неё в то время училась девочка, отец которой был гитаристом у Меладзе, что и не удивительно, ведь Меладзе родом из моего города – Николаева. Отец девочки подарил маме фирменную кассету с голограммой с первым альбомом «Сэра». Звук мне казался очень качественным, и кассету по-моему ни разу не зажевало.
Пришло очень тяжёлое время безденежья. Колонки пришлось продать какому-то ушлейшему аудиофилу, за 50 рублей. Классные подставки ушли где-то за 10 или 20. Всё в прекрасном состоянии. Как сейчас помню, мужик торговался с мамой до последнего, чтобы скинуть и так копеечную цену с 60 рублей. Я был мелкий, сделать ничего не мог, но точно осознавал, насколько низко вёл себя тот мужик, торгуясь с не разбирающейся в ценах мамой, у которой нет денег и нужно их где-то достать. При этом мужик хвалился, что у него вся квартира в подобной технике, и что ему колонки сильно и не нужны, но без них он уходить почему-то не хотел, торгуясь на грани.
Шли 90-е. Мама отправилась в Польшу на заработки, оттуда и привезла мне мое первое персональное аудио: два недорогих плеера: красный более качественный на четыре батарейки и серый на две. В комплекте шли быстро ломающиеся наушники напоминающие формой koss porta pro, а с красным плеером ещё и мини колоночки.
Плеера быстро сломались, и однажды мне подарили один из самых дешёвых магнитофонов на одну кассету со светомузыкой. Когда выбирали на рынке, выбор стоял покупать со светомузыкой (стоил кажись на 5 гривен дороже) или без. Мне нравился без светомузыки (я понимал что он стильнее), но взрослые, подумали, что я стесняюсь из-за 5-ти гривен, и уламали меня купить со светомузыкой.
В то время по городу было расставлено много палаток с кассетами. Я не заморачивался с выбором музыки, слушал то, что и маме нравилось. Короче весь русско/украинский бомонд. Кассета стоила кажись 2 грн. У меня их было где-то штук 60.
Потом я пошёл в 5-й класс. Одна девочка, опустила мальчика, задав вопрос о группе Prodigy, и после не последовавшего от него ответа, назвала его отсталым и не разбирающимся в музыке. Я о продиджах вообще ничего не слышал, и понял, что Газманов, Аллегрова и Киркоров не в уважухе, а коко-джамбу и черный каддилак все забыли.
Как раз в то время набирало популярность фм радио. У нас в городе кроме радио «Ютар» появилось второе музыкальное радио – «Просто радио». Их музыку я ловил на свой дешёвый магнитофон и записывая на кассету понравившуюся, создавал сборники.
Однажды на остановке за стеклом газетного киоска я увидел, наверное, самый желанный гаджет в моей жизни. Мне он казался настолько качественным, насколько можно это себе представить. Более сильного ощущения качества от внешнего вида я не испытывал. Обмануть себя в столь раннем возрасте я не мог. Я тогда не знал каких либо отличительных признаков hi-fi аппаратуры, чтобы сказать себе: вау это hi-fi. Я вообще не знал что такое hi-fi. Видимо отличительные черты техники высокого качества не выдуманы производителями для дорогой техники, а нащупаные в глубинах и заложенных с рождения первоисточниках нашего сознания, таких как чувство прекрасного или осознание того, что есть добром и злом, правдой и ложью. А может всё намного проще и свою роль сыграл дорогой маяк-001 и дорогие бобины?!
Поразил же меня гаджет под названием Manbo – s202.
Это был китайский карманный приёмничек c дизайном, скопированным у Sony. Строгий, минималистичный дизайн, графитовый цвет, качественный пластик, стильные колёсики, стильный светодиод, малая толщина – все черты присущие настоящему hi-fi. Зелёную, портящую стильный вид приемника, аляпистую надпись как на фото я не помню. Стоил он около 10-20 грн. – деньги для меня были очень большие. Я часто стоял возле киоска, облизываясь на радио. Чистое сознание помогало, представить и как будто ощутить в своих руках качественный пластик и увесистость тонкого корпуса, мысленно вставить тоненькую AAA батарейку и найти волну.
Однажды кто-то сказал мне, что у него есть такое радио, и что оно часто сбивается с волны из-за ручной настройки, и что лучше уж покупать более современные модели с автонастройкой. Наверное это был папа, но мне иногда кажется, что однажды он приходил с ним ко мне в гости и дал мне его подержать, или может это я настолько сильно представлял это себе.
Но в итоге заполучить мне его так и не посчастливилось.
После зимних каникул, в школу многие пришли с двухкнопочными, автоматическими приёмничками. Как сейчас, помню, Славик говорит: «Я это радио целыми днями слушал на каникулах, круто вообще, особенно меня прёт: тату – я сошла с ума»
Чуть позже мне мама купила подобный автоматический приёмничек на две кнопки, но я его не слушал долго.
Летом я поехал в Крым с другом, которому сестра из Москвы прислала Sony Walkman.
Такого впечатления от звука в наушниках я больше не помню. Стереоэффект был таким, что музыка, казалось, играет над головой, а не в наушниках. Тогда я заболел плеером, но не мог его себе позволить. Только ходил на рынок и облизывался на подделку (тогда я этого не знал) за 80 грн.
Но проболел я не долго. Закончив 5-ый класс я отправился с папой к бабушке. У папы к тому времени был sony но уже на cd дисках. У нас была пересадка в Москве. От Николаева до Москвы пришлось слушать папины диски, знакомясь с таким потрясающе удобным управлением cd плеера. Звук правда меня не поразил.
В то лето вышел рекламировавшийся, что удивительно, по телевизору альбом The Eminem Show. Я купил его на кассете и слушал с друзьями на улице, прикупив к своему магнитофону со светомузыкой, толстые батарейки. В Москве, после переезда на нужный нам вокзал, я воспользовался свободным временем до прибытия поезда, и выпросив у папы нужную сумму, отправился по непривычным сплетениям бетонных джунглей Москвы, за cd альбомом Эминема уже затёртого на кассете.
Уже с альбомом в руках, в безлюдной связке подземных переходов, боковым зрением заметил, что безпризорники обратили на меня внимание, и что-то маякуют между собой. Это дух рэпа пришёл в мою жизнь вместе с диском. Быстро сориентировавшись, я заметил надпись на стене подземного перехода – «остановка», надеясь на то, что там будут люди вышел по ступенькам на поверхность. На трамвайной остановке были люди, к которым я притусовался, типа тоже жду трамвая. Хорошо, что трамвай не пришёл быстро, потому, что потеряв через несколько минут концентрацию, московские гэнгстар отвлеклись от меня на что-то другое, а я спустился обратно по тем-же ступенькам в подземку и спокойно добрался до места назначения.
Риск оправдал себя. У бабушки оказался в наличии советский стационарный cd проигрыватель Вега 122-с. И я отбивался Эминемом от a-ha и pet shop boys.
Звук проигрывателя мне казался идеальным, но не настолько настоящим, каким был тот, который лился в 80-е из колонок s-90, но это без поправки на совершенно другую музыку.
Через несколько лет мне мама подарила муз. центр Samsung. Звук был классным, современным с сочными басами, но слушал я его не долго. Папа, узнав об этом предложил, продать его и приобрести мне б/у компьютер.
Компьютер мне принесли, с качественными по тем временам, деревянными, колонками Sven, но оказалось что они не мои, а одолжены на время сборщиком компьютера. А ещё в компьютер была установлена какая-то не дефолтная карта, производства Yamaha. Впервые приступив к прослушиванию музыки, я удивился качеству проработки верхов, ну и конечно удобством управления и пополнения коллекции треков. Мне очень нравился, плеер winamp, я коллекционировал скины. Под впечатлением от рамштайна, даже создал свой скин, но он к сожалению не сохранился. По статьям в сети я нашёл очень редкий, качественный кодек mp3, который использовался всего в нескольких промежуточных версиях winamp. Он до сих пор хранится у меня на винте. Правда, звуком я наслаждался не очень долго. Колонки забрали, а вместо них папа принес усилитель radiotehnika у-101 и непонятные колонки, которые он вскоре поменял на radiotehnika s30.
Звук мне не нравился. Усилитель трещал, при регулировке звука и на высокой громкости.
Однажды мне захотелось, купить ещё пару s30, чтобы объединить их с первой парой, и получить что-то в виде стоек. Планировалось их чем-то обклеивать, делать сетки и т.д.
Приехав на рынок, я нашёл точку, с горами разбитой и не очень советской аудио техники.
S-30 я не нашёл, уже хотел купить что-то не очень подходящее, как заметил в углу в неплохом состоянии колонки Вега-50АС-106, и купил их. Помню как с другом везли их домой на троллейбусе через весь город.
На том же рынке нашёл человека, который занимался продажей и починкой советской аудио техники.
С усилителем вышло так. Договорились встретиться. Я приехал. Подходит мужик в военной куртке.
м – Что делать будем?
я – Мне конденсаторы и регулятор громкости поменять а то хрипят?
м – 60 грн.
я – Можно увеличить мощность в два раза?
м – 100 грн.
я – А можно врезать, вход и выходы на лицевой панели под толстый джек, и сзади на всякий случай выходы с защипами под провода?
м – 140 грн.
Вобщем за приблизительно 140 грн. Через неделю я забрал качественно звучащий проапгрейденный усилитель, с очень качественно, как буд-то на заводе выполненными отверстиями под вход и выходы.
В электронном магазине выбрал провода и заплатив пару грн. Спаял их на месте. На авторынке купил матовую и глянцевую чёрные краски для покраски аппаратуры.
Колонки переуплотнил изнутри, и, чтобы в дальнейшем не возиться с проводами, торчащими из недр корпуса – врезал выходы под толстый джек. Перед тем как открывать колонки, наткнулся в интернете на упоминание о том, что колонки Вега, собирались на зоне, и что иногда зеки ложили на удачу в колонки письма. Поэтому когда открывал, было очень интересно. Но внутри ничего не оказалось. Колонки с боков зашкурил нулёвкой и покрасил глянцевой краской, типа под лак. Панель усилителя и пластиковый обвес колонок матовой. Для графического эквалайзера усилителя, оставил две тоненькие полоски, остальную поверхность стекла также закрасил.
Результат мне понравился. Друзья ходили смотреть, и тоже начинали подтягиваться по домашнему звуку.
В то время я увлекался рэп музыкой, где качество воспроизведения не так важно. Поэтому упор в основном делался на мощность. Качество звука в итоге меня устраивало, и даже казалось высоким. Громкость и басс радовали. Давление система выдавала хорошее, особенно при тестировании на треке Prodigy – poison. Стёкла ходили ходуном даже в тех помещениях, которые были отделены от комнаты глухими дверями.
Очень хотелось купить к ноутбуку внешнюю звуковую карту, но как всегда не хватало финансов. На покупку колонок, апгрейд усилителя и мелкие покупки ушли все деньги. Но я был доволен, так как довёл проект до конца.
Кстати приблизительно в то время, начинал набирать популярность формат flac. На тёплых форумах, крутым авторитетам и завсегдатаям аудиофильских площадок, никто не мог доказать, что правильно сграбленный во flac образ ни чем не хуже, как источник звучания, чем оригинальный диск, проигрываемый на дорогущих плеерах.
Найдя в интеренете кучу раздробленной инфы, собрал её воедино, и на одном из форумов предъявил по полной. Тамошние консервированные гуру ничего объективного в ответ не нашли, а прогрессивные люди начали подтягиваться и соглашаться. Меня, правда, забанили, но я был даже рад.
В то время у меня появился sonyericsson walkman w890i. Звук выдавал средненький, но приятный.
Захотелось чего-то более качественного и свободного. Я собирался приобрести недорогую б/у hi-fi систему nakamishi sound space 5. Но для прослушивания музыки нужно было заморочиться с записью дисков, так как цифрового входа не было, и я передумал.
Позже приобрёл fly mc175ds.
Телефон известен наличием чипа производства Yamaha. Играл прекрасно. Папины большие senheizer раскачивал легко, ничего не замыливая и не искажая, не теряя детали на большой громкости. Но я его продал. О чем немного жалею. Интересно было бы сравнить его с современными музыкальными смартфонами. Правда flac кажись он не играл. Дело в том, что одновременно с покупкой fly, я начал работать на заводе испытателем турбин. У нас первая категория вредности по уровню шума. Когда в бытовке уборщица спрашивает, почему телевизор так громко орёт, то ей отвечают, что ведь это цех мотористов. Правда это скорее касается тех, кто отработал в цеху по 30-ть лет. Я же незаметно для себя перестал слушать fly и музыку в целом. Оказывается, многим после смены хочется тишины и покоя. Я даже испытываю какое-то облегчение и комфорт, когда за компьютером затыкаю наушниками уши и не слышу клики мышки.
Чего же я тогда жалею о продаже fly? Дело в том, что уже после продажи, я вспомнил, что раньше для успокоения нервной системы после тяжёлых тренировок по пауэрлифтингу, слушал Моцарта. У меня на Sonyericsson w890i, постоянно находилось несколько сграбленных дисков классики.
Да и тишина не выход. При её содействии появляются лишние мысли, а иногда и непонятные рисунки :)
Наушники, пригодились бы мне для прослушивания качественной успокаивающей инструментальной музыки или музыки с элементами звуков природы. А их наличие подстегнуло бы меня, купить-таки внешнюю звуковую карту, которая бы заставила стереть пыль с моей хэнд мэйд системы, и оценить её по параметру – качества воспроизведения звука.