Все мы любим и так или иначе не можем представить свою жизнь без компьютерных игр. Для кого-то это казуальные или социальные забавы а-ля “Farmville” и “We Rule”. Для многих олдскульные аркадные платформеры или шутеры. Не забываем о фанатах стратегий и RPG. А для некоторых это всевозможные симуляторы. Платформа iOS в своем развитии уже успела хоть краем, но зацепить все игровые жанры. С переменным успехом. Революцию во всех жанрах iOS вполне закономерно произвели своим выходом iPhone 4 и его младший брат – iPod touch 4gen.
Тут вам и retina display, и неподнятая целина оперативной памяти на фоне гигагерцового процессора. И трехосевой g-sensor. И вполне адекватная видео-подсистема. Форменное раздолье для разработчиков. Казалось бы, все подводне камни в виде недостаточной производительности и малого разрешения экрана канули в лету. Ан-нет. На улицах далеко не всех компаний-разработчиков перевернулся приснопамятный вдохновляющий “КАМАЗ с анашой”. В дело включился дедушка-Дарвин со своим естественным отбором в лице проработанности геймплея. В чем же заключаются подводные камни и кто выйдет из лютой схватки за внимание и кошелек нас с вами, iOS-пользователей? Об этом речь пойдет дальше. Но с начала краткая вводная, поясняющая методику сравнения. Впечатления от каждой игры складываются у большинства из следующих критериев:
Это пять основных факторов, влияющих на успех игры в глазах рядового геймера независимо от платформы. Соответственно, шкала оценки наши сегодняшних претендентов будет состоять из пяти делений. Максимальная оценка за каждый из пяти пунктов – 1. Минимальная, соответственно 0. Никаких дробных значений не будет. В игре либо присутствует один из пунктов, либо его нет. Каждое из значений абсолютно. Стало быть, максимально возможный результат – 5/5
2010 год, пролетев мимо на волне посткризисных настроений и горячих “железных” новинок аки рокета, успел оставить нам богатое игровое наследство. И, в рамках жанра racing arcade, за пользователя продолжают бороться следующие игры:
1) EA со своей подобной Кощею серией NFS. Видимо издатель решил взять количеством. Сразу две игры под одной франшизой: Shift и Hot Pursuit. Удастся ли двуликому Янусу победить конкурентов на родном поле – покажет тестирование.
2) Небезызвестное издательство Gameloft также увлеклось стрельбой по площадям и порадовало нас залпом из двух потенциальных хитов: GT Racving Motor Academy и Asphalt 6.
3) Самобытная компания Firemint выпустила вторую часть своей Real Racing. Соседство с такими грандами как EA и Gameloft в рамках тесного жанра, где придумать что-то новое чуть легче, чем невозможно, вызывает справедливые опасения за будущее игры. Подтвердятся ли они или потенциальный аутсайдер сотворит чудо – покажет ближайшее знакомство.
Гонки на бронепоездах или shift по фазе
Заранее оговорюсь. Сказать что автор махровый циник – значит не сказать ничего. Ярым фанатам этой и последующих игр просьба не мастерить кукол вуду автора и не тыкать в них ядовитыми спицами по прочтении данной статьи. Пару слов о тестовой платформе: тестировались все вышеупомянутые игры на iPod touch 4gen. Железка достаточно шустрая и позволяет оценить все графические прелести и изъяны игры.
Итак, что мы имеем в лице Shift? Феерверк впечатлений начался прямиком со вступительного ролика. Экономия на красивых анимационных вставках, а точнее на их разрешении, ввела автора в недоумение. Видеть на устройстве, призванном обеспечить красивую картинку, жуткие и размытые контуры логотипа и шрифтов с уродливым белесым glow на фоне и краями, испещренными артефектами масштабирования – выше моих эстетических сил. Плачевная картина, сопровождаемая относительно неплохой и четко соответствующей разрешению 3D-графикой продлилась и в меню. О последнем речь пойдет ниже.
Отдельно хочется остановиться на введении в игру. То есть на так называемом tutorial-уровне. Своей ущербностью в глазах автора он уступает только таковому у GT Racing (об этом читайте ниже). Ну скажите на милость, неужели пользователь похож на страдающее двигательными дисфункциями на пару с ранним маразмом существо? Зачем на добрую половину экрана выводить схематические индикаторы действий? Безусловно, когда я удерживаю виртуальное авто на зеленой линии оптимальной траектории интуитивно поворотами/наклонами устройста, мне очень нужно видеть соответсвующий индикатор, не пропадающий до тех пор, пока я не совершу непонятно кому нужный каскад слаломных виражей на пустом треке. Спасибо, кэп. Ты как всегда к месту.
По прохождении непонятно кому нужного туториала, нам предоставляют выбор уровня сложности игры. Тут уж на вкус и цвет не весь бензин одинаков и каждый выбирает по себе. Все стандартно. Ягодки начинаются с первой же “карьерной” гонки. Получив в пользование стандартную “телегу нуба” – VW Golf 6 GTI, отправляемся штурмовать табели рангов здешних чемпионатов. И тут логика прощается с нами до того момента, пока некий тумблер в наших геймерских мозгах не щелкнет и не скажет нам Stop. Смею заверить тебя, читатель, произойдет сие очень быстро. Итак, подробнее о проявлениях идиотизма в геймдизайне:
В целом же совокупность отрицательных моментов губит и сравнительно большую подборку лицензировнных машин. И местами атмосферные треки. И возможность подключения собственных музыкальных треков в качестве звукового сопровождения. Такие хорошие задумки как следование в воздушном потоке впередиидущего авто для набора скорости рубятся на корню рельсовостью оптимальных траекторий. Оценка игры:
Итог: 1/5 – продукт класса “не играйте в это”. И первый epic fail в исполнении EA. RIP, Shift
Скриншоты:
На поле танки грохотали, или наша служба и опасна и трудна…
Здесь мы имеем совершенно другую игру. Кошки-мышки на колесах с пристойной графикой, местами затягивающим геймплеем, лишенную части недостатков своего собрата Shift-а. Тут вам и с качеством вступительных роликов все хорошо. И цвета яркие. И трассы развеселые. И меню красочное. Но чего-то в супе не хватает. Чего же? Читайте дальше:
Оценка игры:
Итог: 2/5 – продукт исключительно для ортодоксальных поклонников серии. Остальные могут смело проходить мимо.
Скриншоты:
Машин купиль, права купиль, а ездить нэ прадали.
Перед тем, как описывать сие чудо геймдизайнерской мысли, хочу, чтобы каждый читатель ответил для себя на вопрос: нужна ли ему на i-устройстве игра, пытающаяся стать хардкорным автосимом и требующая от него нешуточных усилий для освоения азов управления? Нужен ли ему виртуальный экзамен по экстремальному вождению вместо fun-а? Рискну предположить, что большинство ответит отрицательно. И будет абсолютно право. Нельзя превращать развлечение в пытку инквизиции. Мы играем на своих iPhone и iPod зачастую для веселого и расслабленного убийства времени. Для разрядки. Не нужно напрягать игрока. У него и так хватает источников стресса.
Но, похоже, геймдизайнеры GT Racing во времена она носили пионерские галстуки, не искали легких путей и успешно преодолевали самовоздвигнутые препятствия на пути к мировому торжеству коммунизма. На выходе получилось… В целом, я не знаю, как цензурно охарактеризовать продукт их жизнедеятельности :) О грустном:
Оценка игры:
Итог: 0/5 – игра страшна, как атомная война и развитой социализм 70-летней выдержки в одном флаконе. Угараздило купить? Удаляйте не запуская. Съэкономьте хотя бы нервы.
Скриншоты:
Не числом, а умением
Забегая вперед скажу – Firemint молодцы. Они создали почти идеальную игру. Здесь хорошо почти все. Графика обладает своей эстетикой. Она непопсова. Здесь никто не гнался за кричащими цветами. Все в меру ярко. В меру красочно. И вполне реалистично. При этом работа со светом, сглаживания и прочие мелкие, почти неуловимые детали, на недосягаемой для конкурентов высоте. Достаточно сказать, что здесь есть пусть и примитивная (передний и задний бампер), но визуальная модель повреждений. Здесь есть удобное управление, интересные трассы. Реалистичное поведение автомобиля. И много-много других плюшек.
От интерфейса игры на сердце становится легче. Есть еще адекватные геймдизайнеры. Здесь есть также и “секретные уровни”, открывающиеся пользователю с очередным ачивментом. Последние же здесь разнообразны и их много. В конце же игры при благоприятном стечении обстоятельств игрок может открыть секретный чемпионат и заполучить в качестве приза уникальную машину. Что за машина? Играйте и узнаете. О чем же эта игра? Она о коллекционировании и тюнинге красивых автомобилей. О колцевых гонках и об ачивментах. Расслабляющий и радующий глаз fun в чистом виде.
Но как почти в любой бочке меда, своя ложка дегтя нашлась и здесь. Маленькая, но ощутимая:
Оценка игры:
Итог: 4/5 – игра близка к идеалу. Но перечисленные выше недостатки не дают присудить ей высший балл. Однозначно есть куда расти. Автор присуждает ей личный приз симпатий.
Скриншоты:
Эталон
В этой игре есть все. Графика, ураганный геймплей, удобный (не без мелких огрехов) интерфейс, лучшие на данный момент трассы, широчайший выбор автомобилей в перемешку с мотоциклами и трайками, продуманное управление. Недостатков нет. На сегодняшний день это эталон аркадных автосимов. И не только для iOS, но и для конкурирующих платформ.
Оценка игры:
Итог: 5/5 – комментарии излишни :)
Скриншоты:
Как видим, ставки EA на легендарную франшизу умножились на нуль корявой реализайцией обоих проектов. Fail, Epic Fail. Максимум, на который могут рассчитывать эти игры – одноразовый сруб бабла. И потенциальные похороны серии на мобильных платформах. Gameloft же напротив, пугает нас разительным контрастом. Издательство умудрилось вывести на рынок одновременно худшую и лучшую игры. Диаметрально противоположные результаты просто обескураживают. Firemint – тут в пору говорить о восходящей звезде. Остается пожелать ребятам не останавливаться на достигнутом
Почистил комменты от обсуждений не по теме. Еще раз напоминаю, на личности НЕ ПЕРЕХОДИМ! Если есть какие-либо пожелания – можете сразу писать мне или Семену, наши контакты на страничке Keddr?
Самый большой “fail” за всю статью – это ни к месту приплетённый “камаз с анашой”. Где ваши редакторы?
@Markmaster, чем вам не угодил многократный призер Дакара с экологически чистым продуктом в кузове? :)
@Андрей Москалец, призёр Дакара собирается отдельно на заводе именно для гонок а не модель с конвейера. Вообще это сравнение не уместно в обзоре. Чёрт, когда же появится редактор?
@Markmaster, в чем конкретно заключается неуместность :)?
@Андрей Москалец, Вы безусловно одарённый автор, написали замечательный обзор. Но употребление некоторых метафор сводит на нет почти все Ваши старания.
Ни один уважающий себя редактор не пропустит в текст “шутку”, которая в той или иной степени намекает на употребление наркотиков. Вы призываете употреблять их, руководствуясь тем, что наркотики помогают глубже нырять и шире видеть? Помогаю писать более качественные игры? Пропагандируете их употребление? Вообще, метафора, как таковая, притянута за уши и я вообще рекомендовал бы убрать её из текста а в будущем воздержаться от подобного рода попыток “поюморить”.
@Markmaster,
никоим образом не хочу задевать Ваши чувства и подвергать сомнению благие намерения и убеждения. Но смею заверить, что Вы один столь близко к сердцу восприняли абсолютно безобидный юмор. Прощу прощения, если нечаянно задел Вас за живое или затронул болезненную для Вас тему.
Никто никого не призывает ничего употреблять. Дело просто в граничащим с фолом циничном юморе
класный обзор! структурненько!
@Кременюк Семён, спасибо на добром слове :).
Жаль только, что некоторые пользователи непонятно зачем ждут от мобильных игр сверхреализма и радкорности управления там, где это просто неуместно.
Ведь для чего мы играем на мобильных, изначально не игровых устройствах? Да просто чтобы отдохнуть. Особенно меня в данном случае веселят версии игр с g-sensorным (акселерометр+гироскоп) правлением для iPad. 680 грамм… Good luck. Это либо самая дорогая в мире гантеля для общей физподготовки, либо “вот сынок, если ты будешь болеть венерическими заболеваниями, у тебя тоже руки отвалятся” (с)
@Андрей Москалец, Не спорю, мои мозги извращены в этом плане, но мне не нравятся аркады, а на компе играть меня тупо не вставляет. Есть такие люди как я, которые мильен лет назад на нокиях с экранчиком 128х128 проходили стратегии :)
@Александр Ляпота, у меня есть коллега, во времена нашего приставочного детства прошедший Дюну на 8битной приставке без воможности множественного выделения юнитов. Так что стратегиями на нокиях нас не удивишь ;)
Не пойму. Почему асфальт6 лучше РР2? Оо по моему справедливые оценки для асфальта
графика: 0 0 убогие текстуры и отражения
удобство и продуманность интерфейса: слишком много все, пафосно.
увлекательность геймплея: 1 – сомнительно но поставил бы 1
внутриигровое разнообразие: 1 – машин много, да.
replayability: 0 – вообще не хочется ее проходить не то что заново)
@KIR, на вкус и цвет…
1) Не спорю, что модели машин в RR2 проработаны лучше чем в Asphalt 6. Но далеко не на столько, чтобы контраст был разительным. В целом же не считаю графику убогой. Все весело, ярко, аркадно. И при этом достаточно узнаваемо и детализированно. Цепляет. В целом то что нужно для подобных платформ в целях отдыха. В плане качества текстур не вижу принципиальных отличий от того же RR2. Если не секрет, то на каком устройстве вы играли в Asphalt?
2) по поводу интерфейса – да. Все пафосно. Кричаще. Абсолютный контраст с выверенным лаконизмом RR2. Но при этом почти все на месте. И понятно организовано. Есть небольшие ляпы (как то необходимость перехода в начальное окно меню для смены авто). Но опять же – по сравнению с оставшимися конкурентами это однозначно гут
3) увлекательность геймплея, учитывая разные режимы гонки, скорости, лучшую на данный момент реализацию дрифта, разные режимы ускорения и т.д. превосходит все что есть на рынке
4) машин много и их поведение на дороге действительно отличается. То есть показатели параметров управляемости и т.д. там прописаны не для галочки
5) не понимаю исходя из отмеченных вами же двух последних пунктов, откуда взялся у вас вердикт о нулевом replayability?
зразу треба було сказати що любите аркаду, та й і все, а то об’єктивна думка, тралі валі і тд…
@Федорчук Владимир, Скорее соглашусь. К примеру, GT Racing Motor Academy – явно не аркада, а симулятор.
Кстати, из всего этого (то что есть не Андроид) я оставил только GT Racing Motor Academy, так как люблю симуляторы. Да, я именно тот извращенец, которому нравится гранд туризм, нравится по десять раз проходить поворот, обгоняя противника и не выезжая за трассу. Ну и в этой игре есть много плюсов. Чего только стоит такое количество лицензий на модели машин! Там и мои любимые рено есть, и все салоны оригинальные! Лайк ит!
@Александр Ляпота,
Саша, мне тоже нравятся симуляторы. Со сверхреалистичными графикой, физикой. С индивидуальным поведением каждой машины на трассе. С маниакальной проработкой деталей. Включая раллийные симы. Только вот играть в них имеет смысл, когда всеми наваротами можешь наслаждаться с комфортом. Как я и делаю иногда сидя дома в удобном кресле за компом с несколькими мониторами и Logitech G25 в руках и под ногами. Тогда это имеет смысл
Но когда у тебя малюсенький экран, сенсорное управление, абсолютно не информативный g-sensor и дико неудобный интерфейс кайф от игры ты не получишь.
Резюмирую – каждому жанру свое место под солнцем. С учетом его специфики.
Персональный совет – попробуй как-нибудь на i-устройстве Real Racing 2 на уровне сложности отличном от минимального. Насколько я понимаю твои вкусы, получишь массу удовольствия.
@Андрей Москалец, Надо глянуть. Но мне управление в GT понравилось! Каждому свое :)
@Александр Ляпота, согласен. Но меня лично попытки впихнуть невпихуемое всегда как минимум удивляли.
@Александр Ляпота, Отож бо й воно, тому такі статті треба робити як прості огляди, (типу якісб ігри про автомобілі (аркади/симулятори), а якщо розставляти оцінки то так не акцентувати на цьому бо це все ж власна думка, та і оцінки об’єктивні, а не так: не подобається – 0/5, а подобається – 5/5.
Класс!
@Федорчук Владимир, В том то и дело, что каждый обзор – личное мнение автора! А мы можем быть или согласны, или нет. Но мне сам обзор доставил массу удовольствия, стиль написания – супер. А в начале автор так и сказал: “Сказать что автор махровый циник – значит не сказать ничего.” Я тоже считаю, что GT из этой серии самый интересный продукт, в него и играю. Но ведь у каждого взгляды разные! Поэтому некоторые ходят с iPhone, а некоторые с Moto Droid :)
@Федорчук Владимир, не совсем так. Я люблю все жанры автосимов. И далеко не только аркады. С одной единственной поправкой: я люблю их на тех платформах, для которыз они предназначены.
Извращения с впуском GT motor academy и X-plane на платформе, заточенной под тачскринные аркады, казуалки и прочие “легкие жанры” – дело сугубо фанатское.
Привык рассуждать категориями ЦА и целесообразности того или иного проекта. С точки зрения масс для i-устройств, на которых мы играем исключительно для расслабона и убийства времени, гараздо более актуальны аркады с близким к идеалу управлением.
С хардкорные симы есть смысл играть с соответствующими контроллерами (рули, джойстики) на больших экранах и со всеми удобствами. Включая обратную связь. На малых устройствах, не имеющих даже элементарных аппаратных клавишь это можно смело считать извращением