КАК НАЧАТЬ СТРИМИТЬ? | КАК НАСТРОИТЬ OBS? | КУДА ЛУЧШЕ СТРИМИТЬ?

Прямые трансляции сейчас популярны, как никогда. Однако нормальной пошаговой инструкции, как все настроить и протестировать лично мне найти не удалось. Так что пришлось все узнавать самому. После десятков тестов и прочитанных руководств, я решил собрать все основное, что вам пригодится в одном месте.

Тут мы определимся с типом стрима, с необходимой для него техникой и настройкой базовых программ. Так что заваривайте чай, присаживайтесь поудобнее. Будет интересно!

Самое главное нужно понять, что мы хотим стримить. Ведь от этого напрямую зависит перечень техники, нужной для трансляции.

Если стоит задача делать лишь разговорные стримы, показывая себя либо свой рабочий стол, то нам пригодится веб-камера, гарнитура, настольная лампа и собственно тема для стрима. Для подобных трансляций не нужно топовое железо и вполне подойдет даже простой офисный ноутбук, не старше 8 лет.

Думаю объяснять в чем суть отдельной камеры не нужно. Встроенные решения, в большинстве своем, дают унылую мыльную картинку, на которую просто больно смотреть. Так что обзавестись простеньким внешним решением не такая уже и плохая идея. Но, если бюджет ограничен, можно обойтись и встроенной.

То же самое касается и отдельной гарнитуры. Даже типичная проводная гарнитура для телефона подойдет на порядок лучше, чем встроенные микрофоны в веб-камеру или в ваш ноутбук.

Ну и последнее – настольная лампа. В идеале нужна диодная с регулировкой яркости, в реальности подойдет и обычная лампа. Главное, расположить ее подальше от лица, либо добавит какой то рассеиватель, чтобы на лице не было белых пятен от пересвета.

Благодаря такой лампе мы сможем адекватно подсветить свое лицо, чтобы зрителям было комфортно смотреть вашу трансляцию. И для разговорного стрима такого набора должно хватить.

А вот если цель стримить игры, то тут понадобится производительное железо, карта захвата (если мы будем играть на консоли) и куча всего остального: камера посерьезнее, микрофон с нормальным качеством записи, наушники игровые, чтобы все видели какой вы класный и прочие “трендовые” аксессуары.

Но если серьезно, главное в этом деле железо. Чем лучше характеристики вашего ПК с которого будет идти трансляция, тем лучше качество стрима мы получим в итоге. Некоторые топовые стримеры используют отдельный ПК, который занимается лишь стримом, но то уже слишком круто и дорого. Нам бы сначала стрим настроить.

Еще одним полезным элементом будет дополнительный экран, куда будет выводиться все ПО для стрима. Взять можно даже со старым соотношением сторон, гривен за 300 на барахолке. От него нужно одно – расширить наше рабочее пространство.

Предположим, что у вас уже есть среднестатистическая игровая система, с которой можно работать и, что очень важно, у вас стабильное проводное соединение с интернетом! При всех преимуществах Wi-Fi, старый добрый “провод” обеспечит стабильный коннект, без каких-либо неприятных сюрпризов.

И первое, что нужно сделать после этого, скачать OBS. Именно данное ПО является самым оптимальным для проведения любых трансляций. Оно бесплатное, работает со сторонними плагинами и довольно простое в освоении.

Во время первого запуска отказываемся от мастера настройки, ничего полезного он нам не предложит. Скипайте его, мы все будем делать своими руками.

Перед нами окно OBS со стандартной раскладкой. Сверху у нас превью того, что отправляется в сеть, далее идут сцены в которых мы можем делать заготовки для различных стримов, потом окно “Источники”, куда мы будем добавлять звук, видео, и прочие медиа, микшер звука, с регулировкой громкости дорожек и собственно кнопки управление стримом.

Создаем свою первую сцену. В которую добавляем необходимые нам источники – звук, камера и дополнительное окно, будь то браузер или игра.

Нажимаем на плюс, и находим “Устройство захвата видео”. Тут мы можем подключить все, что связано с камерами и устройствами для захвата изображения с внешних источников.

Сразу нормально называем этот источник, чтобы не путаться, и переходим к следующему окну с настройками. В пункте “Устройства” находим нужную нам веб-камеру, выбираем ее, а после выставляем максимально допустимое пользовательское разрешение и частоту кадров для вашей камеры.

В моем случае это Full HD и 60 кадров. Частоту кадров на вебке желательно выставлять точно такую, как и частота кадров самой трансляции, которую мы настроем немного позже. Нужно это для того, чтобы на видео не возникало никаких артефактов. Они случаются не так часто, но лучше себя сразу обезопасить.

В итоге на превью у нас должно появиться окно с нашей вебкой. Настраиваем размер и положение по своему желанию и переходим к подключению звука. В окне “Источники” нажимаем плюс, выбираем “Захват входного аудиопотока”, даем нормальное название и в пункте “Устройства” выбираем нужный нам источник.

В окне “Микшер аудио” должен появиться микрофон. Поговорите немного с такой громкостью, с который вы собрались вести трансляцию. В идеале полоски громкости должны находиться в желтой зоне, едва касаясь красной. Если что-то не так, сделайте немного тише ползунком либо громче, нажав на шестеренку, выбрав “Расширенные свойства аудио” и в пункте “Громкость” добавьте пару единиц на нужном источнике звука.

По желанию можно добавить еще один источник звука, чтобы зрители слышали все то, что слышите вы. Последовательность такая же, как и в случае с микрофоном, лишь громкость данного источника стоит поставить процентов на 15 ниже, чем ваш микрофон, чтобы фоновые звуки не перебивали вас.

Для удобства каждое из устройств в сцене можно пометить своим цветом, чтобы быстро находить нужное и, в случае чего, отключать. Для простых разговорных стримов всего этого хватит.

А вот если вы собрались что-то демонстрировать помимо себя, будь-то игру или презентацию, в источники стоит добавить еще одну вещь – захват игры\захват экрана\захват окна.

В зависимости от типа контента, можно попробовать каждый из этих пунктов. Ведь есть некоторые игры, которые можно захватить только используя захват экрана, как, например, Forza Horizon 4.

Тут то нам и пригодится второй экран. На дополнительном располагаем OBS, а на основной выводим нужное нам приложение для демонстрации. Делать это можно и с одного экрана, но вам придется постоянно переключаться между окнами, чтобы и на комментарии реагировать, и за трансляцией следить, и, собственно, проходить игру.

Далее заходим в “Добавление источников”, испытываем несколько вариантов захвата, выбираем нужное окно и готово! Небольшая пометка – для спокойного переключения между OBS и игрой, саму игру лучше запускать в оконном режиме, дабы избежать глюков на стриме. И, что немаловажно, включаем VSync\ограничение по частоте кадров. Без этого возможны лаги.

Если на окне превью видно только игру, а вебка пропала – не паникуем. В окне “Источники” все подключенные устройства и окна стоят по порядку и тот, который выше в списке, находится на верхнем слое. Так что просто перемещаем вебку на верхний слой и успокаиваемся.

Картинка есть, звук тоже и может показаться, что все готово, но мы с вами прошли лишь пол пути.

Следующим шагом станет добавление одного очень важного окна в OBS. Заходим во вкладку “Вид”, потом “Док панели” и отмечаем пункт “Статистика”. В появившемся окне будет собрана вся основная статистика трансляции, при помощи которой можно отследить на каком этапе появляются проблемы и что конкретно в этом виновато, железо или интернет.

Теперь заходим в “Основные настройки”, дабы выставить несколько параметров. Сразу идем в “Расширенные” и меняем приоритет процесса на “Высокий”, дабы у OBS были развязаны руки. Но и это не всегда помогает. Windows – это отличная система, так что при любом запуске OBS выставляем галочку запуск с правами администратора!

Ведь даже на достаточно мощном железе могут возникать непонятные лаги. А все потому, что наша “идеальная” операционная система всю производительность отдает, например, игре, а приоритет OBS снижается. Вот вам и лаги на трансляции или рендеринге. Кроме того, в меню “Расширенные” во вкладке “Видео” выставляем все так, как вы видите на скриншоте.

Дальше идем в пункт “Видео” в “Основных настройках” и задаем разрешение трансляции. Базовое разрешение будет такое, как на вашем мониторе и, дабы облегчить жизнь железу, базовое разрешение должно совпадать с выходным. В обратном случае ПК, помимо обработки трансляции, придется еще и масштабировать картинку.

Фильтр масштабирования ставим либо “Бикубический” на слабой машине, либо “Метод Ланцоша”. Влияние на картинку минимально, но при достаточной производительности нужно выжать максимум качества.

Тоже самое касается и частоты кадров. По стандарту ставим 30 кадров, что уменьшает нагрузку. Для большинства разговорных и даже игровых стримов с неспешным геймплеем этого хватит. Но, если на экране каждую секунду что-то происходит, я бы советовал выставлять 60 кадров. Так ваша трансляция будет восприниматься более плавной и ее просто будет приятнее смотреть.

Однако нужно понимать, что теперь система будет обрабатывать вдвое больше кадров. При каждом подобном изменении проводите тесты и смотрите на статистику, чтобы нигде не было ни задержек, ни потерянных кадров.

После этого открываем вкладку “Вещание” и выбираем, куда же собственно стримить – YouTube, Twitch или куда ваша душа пожелает. В случае с Twitch нужно просто залогиниться, а вот с YouTube немного сложнее. Каждый раз создавая трансляцию в творческой студии, нужно будет брать уникальный ключ потока и копировать его в OBS.

И вот, наконец, мы подходим к завершающей стадии основных настроек. Вкладка “Вывод” – одна из самых важных, ведь тут мы выставляем битрейт, кодировщик и прочие настройки потока. Сразу включаем “Расширенный режим”.

Есть три основных кодировщика:

1) х264 – это обработка стрима процессором. На выходе получается самая качественная картинка, но нагрузка на процессор серьезная.

2) QuickSync – обработка стрима встроенным видеоядром в процессорах Intel. На выходе картинка немного хуже, зато основные компоненты системы (видеокарта и процессор) занимаются непосредственно игрой, а вся забота о трансляции – на плечах видеоядра от Intel.

3) Nvidia NVENC или NVENC (new) – обработка стрима видеокартой от Nvidia. Если ваш GPU десятого поколения и новее, выбираем NVENC (new). Обновленный кодек демонстрирует практически сопоставимую с х264 картинку при меньших затратах производительности. А вот в случае с более старыми видеокартами и обычным NVENC, качество будет на уровне QuickSync. И нужно понимать, что обработка трансляции будет красть некоторую долю производительности, из-за чего придется уменьшить настройки графики в игре.

Но универсального ответа, какой кодировщик использовать, просто нет. Все нужно тестировать и проверять на себе.
Для себя я понял, что на разговорных стримах можно использовать все три варианта, так как ПК будет занят только OBS. А игровые стримы я бы советовал проводить используя либо NVENC (new), либо QuickSync. А что делать с битрейтом и прочими пунктами?

Для стрима в 1080р и 60 кадров на YouTube я подобрал для себя следующие настройки для каждого из кодировщиков. Можете скопировать их себе, как усредненные и потом, в процессе тестов, изменить их немного под себя.

Касательно битрейта, что у Twitch, что у YouTube есть рекомендации в зависимости от разрешения стрима. Рекомендую ознакомиться, ведь установка большого битрейта при невысоком разрешении на трансляции особого толку и не даст. Смотрите на диапазон в вашем разрешении и ставим рекомендуемый максимум или на пару тысяч выше.

И еще один момент – интервал ключевых кадров. Ставим 2, если стрим игровой, и ставим 4, если это разговорный стрим.

Только после этого мы можем запускать закрытые тестовые стримы, открывая игру, переключаясь между окнами, нагружая систему, создавая тем самым условии реального стрима. Нужно это для того, чтобы в окне статистики отследить, нет ли проблем, задержек и зависаний, ну и посмотреть на конечный результат. Если случаются потери на стороне сети – понижаем немного битрейт или разрешение и тестим.

Если же на стороне железа – проверяем, что мы запустили OBS с правами администратора, понижаем битрейт или разрешение, а также пробуем другой кодировщик. А коль у вас наоборот все отлично – то можно даже немного поднять качество трансляции, увеличив битрейт. Но помните об ограничениях на стороне сервиса.

Вот и все. Базовые знания у вас есть, можно начинать. Ну а я совсем скоро выпущу вторую часть гайда, где расскажу, как добавить на стрим эффекты, переходы, донаты и прочие плюшки. С ними ваш стрим будет выглядеть более профессионально, да и вам будет намного проще работать с трансляцией!

Так что пишите в комментариях свои пожелания, касательно следующего материала и смело задавайте вопросы, если они у вас есть.


Полезные ссылки:
Битрейт YouTube – https://support.google.com/youtube/answer/2853702?hl=ru
Битрейт Twitch – https://stream.twitch.tv/encoding/

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Please wait...
Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
0
2 Комментарий
Сначала Новые
Сначала Старые Популярные
guest

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
дмитрий
дмитрий
3 лет назад

Пропуск кадров (сеть) это пропуск кадров из-за интернет соединения?

Please wait...
Deorge
Deorge
3 лет назад

Большое спасибо за статью, Рома!

Please wait...
Наверх

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: