Моя история началась с самого начала моей сознательной жизни, и сразу с hi-fi системы, пусть и советской.
Когда я ещё ходил в детский сад, папа купил/собрал очень дорогую по тем временам, советскую hi-fi систему (приблизительно 2000 советских рублей) состояла она из:
Мама рассказывала, что по словам папы, маяков 001 тогда в городе было всего несколько штук, и что у него была стеклоферритовая головка. Такая кстати, продается сейчас на olx за 150 у.е.
Я помню, что к магнитофону прилагался дистанционный пульт и это в конце 80-х, и ещё помню очень качественные импортные бобины и такие же качественные коробки к ним.
Но главное, я помню звук. Звук был лёгким и натуральным. Басы настоящие, не цифровые как сейчас. Из прослушиваемой музыки хорошо запомнилась группа Кино и её альбом группа крови. Я и сейчас, включив Цоя, вспомню тот честный звук. Такое впечатление, что он остался в моей крови.
Вместо маяка 001, папа как-то привёз компьютер spectrum и магнитофон маяк 233 для загрузки на него игр со стандартных мини кассет, через аудиовыход.
В то время я слушал только противные звуки загрузки игр и саундтреки к играм.
Кстати, тогда интернета не было, но игры, оказывается, передавали по воздуху. Цитирую рассказ и сети:
«1989 год, Ярославская область, на чердаке деревенского дома простой советский радиолюбитель в обнимку с Р-250М2 ловит и пишет магнитофоном «Яуза» на кассету передачу от некоего простого советского радиолюбителя из Москвы. Передача — невразумительный набор скрипов и пищания длиной где-то с час. По окончании записи простой советский радиолюбитель отключает «Яузу» от трансивера, подключает её к польской копии ZX Spectrum и после непродолжительной возни с подстройкой садится играть в The Sentinel, не забыв поблагодарить коллегу и отключиться.
Вот так вот за десять лет до Wi-Fi и за двадцать до 3G в Cоветском Cоюзе осуществляли беспроводную передачу данных.»
Усилитель бриг забрал сосед за починку поломавшегося маяка 233 и отдал на замену простой усилитель амфитон.
В то время выстрелил mr. President, и мне купили мою первую кассету с негром и двумя девченками на обложке.
Звук пиратской записи на ухудшенной системе был густым и мыльным, но я думал, что так и должна звучать современная иностранная музыка, заметив,что раньше Цой звучал так, как буд-то я, на его живом выступлении перед сценой, а mr.President, как-то отдалённо, не живо.
Моя мама – учитель начальных классов. У неё в то время училась девочка, отец которой был гитаристом у Меладзе, что и не удивительно, ведь Меладзе родом из моего города – Николаева. Отец девочки подарил маме фирменную кассету с голограммой с первым альбомом «Сэра». Звук мне казался очень качественным, и кассету по-моему ни разу не зажевало.
Пришло очень тяжёлое время безденежья. Колонки пришлось продать какому-то ушлейшему аудиофилу, за 50 рублей. Классные подставки ушли где-то за 10 или 20. Всё в прекрасном состоянии. Как сейчас помню, мужик торговался с мамой до последнего, чтобы скинуть и так копеечную цену с 60 рублей. Я был мелкий, сделать ничего не мог, но точно осознавал, насколько низко вёл себя тот мужик, торгуясь с не разбирающейся в ценах мамой, у которой нет денег и нужно их где-то достать. При этом мужик хвалился, что у него вся квартира в подобной технике, и что ему колонки сильно и не нужны, но без них он уходить почему-то не хотел, торгуясь на грани.
Шли 90-е. Мама отправилась в Польшу на заработки, оттуда и привезла мне мое первое персональное аудио: два недорогих плеера: красный более качественный на четыре батарейки и серый на две. В комплекте шли быстро ломающиеся наушники напоминающие формой koss porta pro, а с красным плеером ещё и мини колоночки.
Плеера быстро сломались, и однажды мне подарили один из самых дешёвых магнитофонов на одну кассету со светомузыкой. Когда выбирали на рынке, выбор стоял покупать со светомузыкой (стоил кажись на 5 гривен дороже) или без. Мне нравился без светомузыки (я понимал что он стильнее), но взрослые, подумали, что я стесняюсь из-за 5-ти гривен, и уламали меня купить со светомузыкой.
В то время по городу было расставлено много палаток с кассетами. Я не заморачивался с выбором музыки, слушал то, что и маме нравилось. Короче весь русско/украинский бомонд. Кассета стоила кажись 2 грн. У меня их было где-то штук 60.
Потом я пошёл в 5-й класс. Одна девочка, опустила мальчика, задав вопрос о группе Prodigy, и после не последовавшего от него ответа, назвала его отсталым и не разбирающимся в музыке. Я о продиджах вообще ничего не слышал, и понял, что Газманов, Аллегрова и Киркоров не в уважухе, а коко-джамбу и черный каддилак все забыли.
Как раз в то время набирало популярность фм радио. У нас в городе кроме радио «Ютар» появилось второе музыкальное радио – «Просто радио». Их музыку я ловил на свой дешёвый магнитофон и записывая на кассету понравившуюся, создавал сборники.
Однажды на остановке за стеклом газетного киоска я увидел, наверное, самый желанный гаджет в моей жизни. Мне он казался настолько качественным, насколько можно это себе представить. Более сильного ощущения качества от внешнего вида я не испытывал. Обмануть себя в столь раннем возрасте я не мог. Я тогда не знал каких либо отличительных признаков hi-fi аппаратуры, чтобы сказать себе: вау это hi-fi. Я вообще не знал что такое hi-fi. Видимо отличительные черты техники высокого качества не выдуманы производителями для дорогой техники, а нащупаные в глубинах и заложенных с рождения первоисточниках нашего сознания, таких как чувство прекрасного или осознание того, что есть добром и злом, правдой и ложью. А может всё намного проще и свою роль сыграл дорогой маяк-001 и дорогие бобины?!
Поразил же меня гаджет под названием Manbo – s202.
Это был китайский карманный приёмничек c дизайном, скопированным у Sony. Строгий, минималистичный дизайн, графитовый цвет, качественный пластик, стильные колёсики, стильный светодиод, малая толщина – все черты присущие настоящему hi-fi. Зелёную, портящую стильный вид приемника, аляпистую надпись как на фото я не помню. Стоил он около 10-20 грн. – деньги для меня были очень большие. Я часто стоял возле киоска, облизываясь на радио. Чистое сознание помогало, представить и как будто ощутить в своих руках качественный пластик и увесистость тонкого корпуса, мысленно вставить тоненькую AAA батарейку и найти волну.
Однажды кто-то сказал мне, что у него есть такое радио, и что оно часто сбивается с волны из-за ручной настройки, и что лучше уж покупать более современные модели с автонастройкой. Наверное это был папа, но мне иногда кажется, что однажды он приходил с ним ко мне в гости и дал мне его подержать, или может это я настолько сильно представлял это себе.
Но в итоге заполучить мне его так и не посчастливилось.
После зимних каникул, в школу многие пришли с двухкнопочными, автоматическими приёмничками. Как сейчас, помню, Славик говорит: «Я это радио целыми днями слушал на каникулах, круто вообще, особенно меня прёт: тату – я сошла с ума»
Чуть позже мне мама купила подобный автоматический приёмничек на две кнопки, но я его не слушал долго.
Летом я поехал в Крым с другом, которому сестра из Москвы прислала Sony Walkman.
Такого впечатления от звука в наушниках я больше не помню. Стереоэффект был таким, что музыка, казалось, играет над головой, а не в наушниках. Тогда я заболел плеером, но не мог его себе позволить. Только ходил на рынок и облизывался на подделку (тогда я этого не знал) за 80 грн.
Но проболел я не долго. Закончив 5-ый класс я отправился с папой к бабушке. У папы к тому времени был sony но уже на cd дисках. У нас была пересадка в Москве. От Николаева до Москвы пришлось слушать папины диски, знакомясь с таким потрясающе удобным управлением cd плеера. Звук правда меня не поразил.
В то лето вышел рекламировавшийся, что удивительно, по телевизору альбом The Eminem Show. Я купил его на кассете и слушал с друзьями на улице, прикупив к своему магнитофону со светомузыкой, толстые батарейки. В Москве, после переезда на нужный нам вокзал, я воспользовался свободным временем до прибытия поезда, и выпросив у папы нужную сумму, отправился по непривычным сплетениям бетонных джунглей Москвы, за cd альбомом Эминема уже затёртого на кассете.
Уже с альбомом в руках, в безлюдной связке подземных переходов, боковым зрением заметил, что безпризорники обратили на меня внимание, и что-то маякуют между собой. Это дух рэпа пришёл в мою жизнь вместе с диском. Быстро сориентировавшись, я заметил надпись на стене подземного перехода – «остановка», надеясь на то, что там будут люди вышел по ступенькам на поверхность. На трамвайной остановке были люди, к которым я притусовался, типа тоже жду трамвая. Хорошо, что трамвай не пришёл быстро, потому, что потеряв через несколько минут концентрацию, московские гэнгстар отвлеклись от меня на что-то другое, а я спустился обратно по тем-же ступенькам в подземку и спокойно добрался до места назначения.
Риск оправдал себя. У бабушки оказался в наличии советский стационарный cd проигрыватель Вега 122-с. И я отбивался Эминемом от a-ha и pet shop boys.
Звук проигрывателя мне казался идеальным, но не настолько настоящим, каким был тот, который лился в 80-е из колонок s-90, но это без поправки на совершенно другую музыку.
Через несколько лет мне мама подарила муз. центр Samsung. Звук был классным, современным с сочными басами, но слушал я его не долго. Папа, узнав об этом предложил, продать его и приобрести мне б/у компьютер.
Компьютер мне принесли, с качественными по тем временам, деревянными, колонками Sven, но оказалось что они не мои, а одолжены на время сборщиком компьютера. А ещё в компьютер была установлена какая-то не дефолтная карта, производства Yamaha. Впервые приступив к прослушиванию музыки, я удивился качеству проработки верхов, ну и конечно удобством управления и пополнения коллекции треков. Мне очень нравился, плеер winamp, я коллекционировал скины. Под впечатлением от рамштайна, даже создал свой скин, но он к сожалению не сохранился. По статьям в сети я нашёл очень редкий, качественный кодек mp3, который использовался всего в нескольких промежуточных версиях winamp. Он до сих пор хранится у меня на винте. Правда, звуком я наслаждался не очень долго. Колонки забрали, а вместо них папа принес усилитель radiotehnika у-101 и непонятные колонки, которые он вскоре поменял на radiotehnika s30.
Звук мне не нравился. Усилитель трещал, при регулировке звука и на высокой громкости.
Однажды мне захотелось, купить ещё пару s30, чтобы объединить их с первой парой, и получить что-то в виде стоек. Планировалось их чем-то обклеивать, делать сетки и т.д.
Приехав на рынок, я нашёл точку, с горами разбитой и не очень советской аудио техники.
S-30 я не нашёл, уже хотел купить что-то не очень подходящее, как заметил в углу в неплохом состоянии колонки Вега-50АС-106, и купил их. Помню как с другом везли их домой на троллейбусе через весь город.
На том же рынке нашёл человека, который занимался продажей и починкой советской аудио техники.
С усилителем вышло так. Договорились встретиться. Я приехал. Подходит мужик в военной куртке.
м – Что делать будем?
я – Мне конденсаторы и регулятор громкости поменять а то хрипят?
м – 60 грн.
я – Можно увеличить мощность в два раза?
м – 100 грн.
я – А можно врезать, вход и выходы на лицевой панели под толстый джек, и сзади на всякий случай выходы с защипами под провода?
м – 140 грн.
Вобщем за приблизительно 140 грн. Через неделю я забрал качественно звучащий проапгрейденный усилитель, с очень качественно, как буд-то на заводе выполненными отверстиями под вход и выходы.
В электронном магазине выбрал провода и заплатив пару грн. Спаял их на месте. На авторынке купил матовую и глянцевую чёрные краски для покраски аппаратуры.
Колонки переуплотнил изнутри, и, чтобы в дальнейшем не возиться с проводами, торчащими из недр корпуса – врезал выходы под толстый джек. Перед тем как открывать колонки, наткнулся в интернете на упоминание о том, что колонки Вега, собирались на зоне, и что иногда зеки ложили на удачу в колонки письма. Поэтому когда открывал, было очень интересно. Но внутри ничего не оказалось. Колонки с боков зашкурил нулёвкой и покрасил глянцевой краской, типа под лак. Панель усилителя и пластиковый обвес колонок матовой. Для графического эквалайзера усилителя, оставил две тоненькие полоски, остальную поверхность стекла также закрасил.
Результат мне понравился. Друзья ходили смотреть, и тоже начинали подтягиваться по домашнему звуку.
В то время я увлекался рэп музыкой, где качество воспроизведения не так важно. Поэтому упор в основном делался на мощность. Качество звука в итоге меня устраивало, и даже казалось высоким. Громкость и басс радовали. Давление система выдавала хорошее, особенно при тестировании на треке Prodigy – poison. Стёкла ходили ходуном даже в тех помещениях, которые были отделены от комнаты глухими дверями.
Очень хотелось купить к ноутбуку внешнюю звуковую карту, но как всегда не хватало финансов. На покупку колонок, апгрейд усилителя и мелкие покупки ушли все деньги. Но я был доволен, так как довёл проект до конца.
Кстати приблизительно в то время, начинал набирать популярность формат flac. На тёплых форумах, крутым авторитетам и завсегдатаям аудиофильских площадок, никто не мог доказать, что правильно сграбленный во flac образ ни чем не хуже, как источник звучания, чем оригинальный диск, проигрываемый на дорогущих плеерах.
Найдя в интеренете кучу раздробленной инфы, собрал её воедино, и на одном из форумов предъявил по полной. Тамошние консервированные гуру ничего объективного в ответ не нашли, а прогрессивные люди начали подтягиваться и соглашаться. Меня, правда, забанили, но я был даже рад.
В то время у меня появился sonyericsson walkman w890i. Звук выдавал средненький, но приятный.
Захотелось чего-то более качественного и свободного. Я собирался приобрести недорогую б/у hi-fi систему nakamishi sound space 5. Но для прослушивания музыки нужно было заморочиться с записью дисков, так как цифрового входа не было, и я передумал.
Позже приобрёл fly mc175ds.
Телефон известен наличием чипа производства Yamaha. Играл прекрасно. Папины большие senheizer раскачивал легко, ничего не замыливая и не искажая, не теряя детали на большой громкости. Но я его продал. О чем немного жалею. Интересно было бы сравнить его с современными музыкальными смартфонами. Правда flac кажись он не играл. Дело в том, что одновременно с покупкой fly, я начал работать на заводе испытателем турбин. У нас первая категория вредности по уровню шума. Когда в бытовке уборщица спрашивает, почему телевизор так громко орёт, то ей отвечают, что ведь это цех мотористов. Правда это скорее касается тех, кто отработал в цеху по 30-ть лет. Я же незаметно для себя перестал слушать fly и музыку в целом. Оказывается, многим после смены хочется тишины и покоя. Я даже испытываю какое-то облегчение и комфорт, когда за компьютером затыкаю наушниками уши и не слышу клики мышки.
Чего же я тогда жалею о продаже fly? Дело в том, что уже после продажи, я вспомнил, что раньше для успокоения нервной системы после тяжёлых тренировок по пауэрлифтингу, слушал Моцарта. У меня на Sonyericsson w890i, постоянно находилось несколько сграбленных дисков классики.
Да и тишина не выход. При её содействии появляются лишние мысли, а иногда и непонятные рисунки :)
Наушники, пригодились бы мне для прослушивания качественной успокаивающей инструментальной музыки или музыки с элементами звуков природы. А их наличие подстегнуло бы меня, купить-таки внешнюю звуковую карту, которая бы заставила стереть пыль с моей хэнд мэйд системы, и оценить её по параметру – качества воспроизведения звука.
Manbo S-202 купил в 2001м году. До сих пор живой и состояние на 5+. Отличный приемник. Лежит теперь в тревожном чемоданчике. Стереозвук честный да.
Всем спасибо! Удачи! Пишите, участвуйте в конкурсах. Победа обязательно придёт!
сначала не думал читать, просто посмотреть
в итоге – не смог оторваться и дочитал до конца О_О
2 кило рублей в то время это 4к баксов… кто такие суммы “зарабатывал”?!
Поздравляю!
Спасибо!
С заслуженной победой!
Спасибо!
ВОУ, ВІтаю!!
Спасибо!
пока что лутьший
Спасибо!
Ну хоть что-то похожее на аудиофильство среди кучи…кхм кхм… А радиотехника с30б у отца до сих пор стоит. Правда скорее в качестве декорации…
Спасибо!
Ого! О_О навіть не очікував такої атмосферності :)
95% історій “аудіофілів” пахнуть школотою і звичайним переліком девайсів, які були спроможні видавати звук.
Тут, що цікаво, справді відчутно шлях людини і музики :)
Спасибо!
Мне статья очень понравилась. Хороший стиль, живые картины без ощущения рутины (был такой гаджет, потом такой, потом такой…). Есть на кого равняться. Уверен, что плохие оценки ставят только другие участники конкурса. От меня вполне заслуженные 5 звезд.
Хотелось бы только больше о современных железках, но , как говорится, чем богаты…
Спасибо!