На фоне недавней новости о тестах производительности Steam Deck решил сделать небольшой обобщённый материал об этой приставке. Устройство представили ещё в середине июля, так что многие из вас уже всё о приставке знают, но подбить какие-то предварительные итоги и погадать на кофейной гуще лишним не будет.
Для начала давайте об основном. Steam Deck — это портативная игровая приставка для ПК-игр. В основе лежит полузаказной гибридный процессор AMD (судя по всему, это поколение Van Gogh), где есть четыре процессорных ядра с архитектурой Zen 2 с частотой 2,4-3,5 ГГц и GPU с архитектурой RDNA2 с 512 потоковыми процессорами и частотой 1,0-1,6 ГГц. GPU выдаёт 1,6 TFLOPS мощности, но к играм этот показатель отношения не имеет. Сердце у приставки уникальное, так как на рынке пока нет подобных процессоров, совмещающих уже старые процессорные ядра с самым современным GPU. Собственно, нет такого пока и в Steam Deck, потому что приставка ещё не вышла, но тут хотя бы есть анонс и характеристики.
Также у консоли 16 ГБ ОЗУ LPDDR5 и несколько вариантов хранилища. Базовый немного ущербный. Во-первых, потому что лишь 64 ГБ памяти, и этого очень мало. Во-вторых, потому что eMMC, а это очень медленно. Так что из коробки лучше два оставшихся варианта с SSD на 256 либо 512 ГБ, причём во втором случае он должен быть быстрее, но пока без подробностей. SSD, если что, можно будет вставить самому, что тоже хорошо. Правда, это редкий форм-фактор M.2 2230, да и пока неясно, что будет с гарантией. А ещё есть слот для microSD, но там UHS-I, то есть в лучшем случае до 104 МБ/с. Для съёмного накопителя это норм, а вот игры туда ставить — явно решение только для чего-то примитивного. В общем, базовая версия без самостоятельной установки SSD — это компромиссное решение. Но зато очень дешёвое.
Экран. Он тут на 7 дюймов, то есть не самый большой и не самый маленький. Разрешение самое правильное — 1280 х 800 пикселей. Его достаточно для дисплея такого размера, а нагрузка на GPU сильно снижается в сравнении с Full HD.
Автономность. Тут аккум аж на 40 Вт•ч, что больше, чем в некоторых ноутбуках. Valve говорит о 2-8 часах в играх, и первые тесты показывают, что с автономностью действительно всё хорошо, и на 5-6 часов в нормальных играх рассчитывать можно. Тем более, что будет функция ограничения fps. Его можно будет залочить на 30 к/с, что позволит снизить нагрузку на GPU и повысить автономность.
Габариты консоли составляют 298 х 117 х 49 мм при массе 670 г. Она намного крупнее Nintendo Switch, но напрямую эти устройства всё равно конкурировать не будут. При этом именно габариты позволили поставить большой аккум. А ещё хорошее охлаждение — тесты уже показывают, что консоль весьма холодная.
Что ещё. Расположение элементов управления вы видите. Также есть два микрофона, стереодинамики, пара трекпадов, разъём для наушников и порт USB-C. На задней панели есть ещё четыре настраиваемых кнопки. Есть Wi-Fi 5, Bluetooth 5.0, 45-ваттная зарядка. Работает всё это под управлением SteamOS 3.0, то есть фактически Linux.
Цены в США составляют 400, 530 и 650 долларов, а Европе — 420, 550 и 680 евро. Кроме объёма накопителя и его типа версии отличаются комплектом. В базовой есть чехол, во второй добавлен эксклюзивный набор профиля сообщества Steam, а топовая также предлагает антибликовое защитное стекло, другой эксклюзивный чехол и эксклюзивную тему для виртуальной клавиатуры.
Продажи обещают начать в декабре, но по предзаказам там сразу возник такой дикий ажиотаж, что новые клиенты не получат консоли раньше второго квартала или даже лета. Ну или добро пожаловать к перекупам.
Но это, конечно, не всё. К примеру, Steam Deck предлагает любопытную систему управления, опирающуюся на гироскоп.
Как можно видеть, при касании двух стиков или одного стика и одного трекпада активируется гироскоп, который позволяет осматриваться вокруг без передвижения персонажа. Насколько это удобно, пока сказать сложно, но кто-то явно приловчится и ему будет в кайф.
Теперь давайте поговорим об операционке. Тут Linux. Само собой, не голый, а в виде SteamOS 3.0. Приятная оболочка, всё вроде как быстро и удобно. Но мы же знаем, что Linux и игры — не лучшая связка. Но, во-первых, тесты уже говорят сами за себя. А во-вторых, суть в том, что тут работает система Proton, которая и ответственна за возможность запуска под Linux игр для Windows. Нам не обещают, что Steam Deck сможет запустить абсолютно все игры из Steam, но с большинством проблем быть не должно. Да и со временем всё это дело будут допиливать, и всё будет становиться лучше.
А ещё ажиотаж вокруг консоли уже заставил шевелиться как минимум AMD и Valve, которые стали работать в направлении оптимизации Linux под Ryzen. Да и в целом, если консоль действительно выстрелит, это заставит разработчиков заморачиваться с оптимизацией под Linux своих проектов, а это хорошо.
Отдельно стоит сказать, что Valve активно проговаривает мысль о том, что Steam Deck — это не только карманная приставка, а фактически карманный компьютер. Во-первых, тут обычная платформа x86. Во-вторых, есть возможность напрямую или посредством док-станции подключить к консоли монитор или телевизор и вы получите по сути обычный ПК. Особенно, если установите Windows, а сделать это будет можно. Можно как единственной системой, так и второй. Кстати, сама консоль может быть подключена к компу, чтобы выступать в роли геймпада.
Но вернёмся к позиционированию. Steam Deck действительно можно рассматривать, как максимально универсальное устройство. В дороге вы можете на нём играть, а дома подключить монитор, мышку и клаву и использовать в качестве ПК. Причём вполне себе шустрого. Есть что-то такое на рынке?
И вот тут переходим к конкурентам. Их нет.
Не убедил? Ну ладно, давайте разбираться конкретнее. Switch в конкуренты не подходит. Не потому, что это плохая консоль, нет. Просто эти устройства практически не пересекаются. Switch позволяет только играть в игры и только в игры Nintendo. Steam Deck — универсальный комбайн. Начиная с того, что тут доступна почти вся библиотека Steam, и заканчивая возможностью поставить Windows и подключать консоль к монитору, превращая в настольный ПК.
Обычные ноутбуки, само собой, сравнивать с Deck нет никакого смысла. Остаются различные подобные консоли от китайских производителей. Там есть как решения в таком же форм-факторе, так и гибриды ноутбуков и консолей. Тут достаточно в общем-то одного фактора — цены. Такие устройства из-за отсутствия у них каких-либо брендовых конкурентов всегда стоили и стоят 800-1200 баксов. Сделать сильно дешевле маленькие компании с небольшими тиражами попросту не могут. Плюс такие решения попросту медленнее в играх, так как там используются обычные APU Ryzen 4000/5000 либо Intel Tiger Lake. По мощности GPU они в сравнение с платформой Steam Deck не идут. Но и это не всё. Если посмотреть обзоры подобных консолей, то можно определить два больших минуса: некоторые из устройств попросту нестабильны из-за перегрева, а автономность у всех смешная (1-2 часа).
Да, Steam Deck в базовой версии за 400 долларов (или 420 евро) подойдёт не всем, и это скорее версия для привлечения максимального внимания. Мол, посмотрите, насколько дёшево. В реальности большинству нужно ориентироваться на модели за 500-650 долларов/евро. Кроме того, ажиотаж уже огромный, ждать консоль придётся долго, а у перекупов приставка будет сильно дороже. Но таковы реалии рынка сейчас, это не минус самой приставки. Зато на сайте Valve действительно можно оформить предзаказ по рекомендованной цене. Хотя и, конечно, далеко не во всех странах это доступно.
Что по итогу? Steam Deck — уникальный продукт. Valve сделала то, что никто до неё либо вообще не пытался, либо получалось плохо. А ведь идея нормальной портативной консоли для ПК-игр лежит на поверхности уже много лет. Но мог ли кто-то сделать что-то подобное успешным ранее? Думаю, нет. Суть в том, что сейчас у AMD есть подходящее техническое решение, мощности которого действительно достаточно условно для любой современной игры. Пусть в HD, пусть для самых топовых игр настройки придётся снижать к минимуму или около того, но это коснётся только некоторых игр.
Кроме того, Valve реально грамотно подошли к созданию устройства и его позиционированию, сделав Steam Deck не просто и не только игровой консолью. Пусть это несколько странно, но приставку реально можно купить, поставить на неё Windows, подключить к монитору, клаве и мышке и использовать только как домашний ПК. Странное и неочевидное решение, но ведь можно! И даже хватит мощности поиграть в игрушки, хотя даже на Full HD уже будет всё намного грустнее.
Небольшая революция на рынке — это то, чем, скорее всего, будет Steam Deck. По крайней мере я не вижу ни одной существенной причины для того, чтобы консоль не стала успешной. А ещё я почти уверен, что в ближайший год-два что-то подобное представит ещё кто-то из сильных игроков рынка. К примеру, Microsoft, которая может продвигать подобное устройство вместе с Xbox Game Pass, xCloud и прочими прелестями своего игрового подразделения.
Как говорил Гейб, “Linux is the future of gaming” :)
Я бы, конечно, всё таки сравнивал Дек и Свич напрямую. Это самые прямые конкуренты, они буквально будут биться друг с другом за место в рюкзаке пользователя. Они оба про “поиграть в метро”, они оба про “поиграть лёжа на кровати”, оба про “поиграть в туалете”, наконец. Оба они дают игры AAA качества, противопоставляя их донатным однокнопочникам на телефоне. В общем, это прямые конкуренты.
Про эту вот историю с “можно подключить к монитору и клавиатуре с мышью” — это никому не надо. Эта фича уже была у людей в телефоне и никто ею не пользовался. Майкрософт ставила на это с их Виндофоном, Каноникал ставила на это с их Ubuntu Touch, Моторола и Самсунг вставляли полноценный Линукс в свои смартфоны — ВСЕ эти проекты загнулись. Просто это никому не нужно. Тут та же история. Дек — это в первую очередь портативная приставка, а уже потом штуковина, на которую гики с кучей свободного времени могут установить что-то интересное.
ну, сколько людей – столько мнений) формально эти консоли конкуренты. по факту же, пусть это будет сугубо моё личное мнение, главные особенности этих устройств для большинства людей разводят эти консоли по разным углам. в первую очередь это игры, само собой. тут консоли попросту несравнимы – игры слишком разные, как и их количество, а уж о ценах я вообще молчу)
к сожалению, вряд ли мы в будущем увидим какую-то такую статистку или опросники, но было бы интересно её получить
На Xbox и PlayStation игры тоже разные )
Для меня главный вопрос тут — будут ли пользователи выбирать между этими двумя устройствами? Если большинство пользователей легко использует и смартфон и холодильник — значит они не конкуренты. А вот если пользователи в общей массе будут использовать либо Дек, либо Свич, если они будут продавать одно после покупки другого, если будут класть в рюкзак только один из этих девайсов — значит они прямые конкуренты. И разные игры и разные цены тут — это просто конкурентные преимущества.
вы как раз максимально правы. главное – будет ли большинство именно выбирать между Switch и Deck. я считают, что нет. вы считаете, что будут. к сожалению, проверить это тяжело)
кстати, при сравнении Xbox и PlayStation всё проще, так как львиная доля игр там одинаковая. на фоне тысяч игр есть горстка эксклюзивов Sony, которых достаточно, чтобы многие сделали выбор в пользу PS (как я, к примеру). у Xbox вообще долго не было экзов, хотя теперь будут. но большая часть игр одна и та же, так что многим геймерам в целом пофиг)